16.05.2017 | 13:04

Легендарный комбат Неустроев стал одним из героев фильма кубанского режиссера

Война далекая и близкая

Уникальная военная хроника и воспоминания участников тех событий создают у зрителя реальное ощущение, что задача штурмовать Берлин поставлена перед ними. В этом убедились участники общественного просмотра, организованного в Краснодаре депутатами кубанского парламента.

Снятый для ТВ фильм перевели в профессиональный формат и показали на большом экране современного кинозала, в котором собрались ветераны, представители власти, общественных организаций, военные, учителя истории и студенты. В огромном зале ни одного свободного места: в Краснодар прибыли делегации со всего края.

- Этот просмотр организован для тех, кто работает с молодежью, - говорит заместитель председателя ЗСК Виктор Чернявский. - Ведь фильм адресован, прежде всего, внукам и правнукам ветеранов. А наша задача - донести до юных душ дыхание истории.

В фильмах Тимощенко действия офицеров 40-х годов оценивают современные командиры, прошедшие Афганистан и Чечню. Необычный прием помогает автору проводить параллели между далекими и сравнительно недавними событиями. Шестая лента начинается кадрами пяти предыдущих, посвященных нашим победам на фронтах Великой Отечественной. "Чтобы войти в Берлин, надо было взять Севастополь, штурмовать Новороссийск, выиграть у немцев в горах, - размышляет автор. - Той зимой 1945-го все шли на Берлин, живые и мертвые. Чтобы было в этом мире хоть какое-то подобие справедливости, русские должны были войти в Берлин в 45-м..."

Военные операции разрабатывали генералы и маршалы, а в бой комбаты вели сержантов и рядовых. Их коллективный портрет помогает создать архивная кинохроника, но в каждой ленте крупным планом высвечен конкретный герой. В "Битве за Севастополь" это морской пехотинец Георгий Савенков. В "Битве за Берлин" - комбат Степан Неустроев, ворвавшийся первым со своими разведчиками в фашистский Рейхстаг. Вошедшие в фильмы Тимощенко рассказы обоих - потрясающие по эмоциональной силе воздействия документальные свидетельства Победителей.

Ангел вострубил

Казалось, о Берлинской операции столько сказано, но до сих пор наши оппоненты не могут взять в толк, как советским войскам весной 45-го удалось взять четырехмиллионный город, с немецкой тщательностью подготовленный к обороне, за 10 дней - 240 часов?! Фильм Тимощенко отвечает на этот и многие другие вопросы. В нем убедительно доказано, как сюда, в сердце Германии, пришла идеальная тактика ведения боев в городе, рожденная в Сталинграде, отработанная в штурмах Новороссийска, Севастополя и Кенигсберга.

Автор несколько раз появляется на экране, но в основном мы слышим его голос, звучащий на фоне военных пейзажей.

...Конец апреля 1945 года. Все. Ангел вострубил. Простим, но потом. Сначала Победа, потом прощение. А пока - только вперед. Группировка из частей всех трех фронтов вошла в Берлин, начав планомерный классический штурм города. Комбату Неустроеву 22 года. Парни из его батальона прошли огонь и воду. Форсировали Днепр, Одер и Шпрее, выжили в жутком пламени Будапешта, но впереди их ждало новое испытание - медные трубы. Штурм Рейхстага - здания парламента фашистской Германии.

Имя Степана Неустроева навсегда вошло в историю Второй мировой. В ночь с 30 апреля на первое мая 1945 года разведчики его батальона - Михаил Егоров и Мелитон Кантария - установили на здании Рейхстага Красное знамя, ставшее символом победы в Великой Отечественной войне. В фильме Тимощенко легендарный комбат сам рассказывает об этом: просто, без пафоса, с деталями и подробностями, известными, пожалуй, лишь профессиональным историкам. Записанное в 1970 году интервью сохранилось в личном архиве кубанского писателя Владимира Рунова.

- Я давний поклонник творчества Тимощенко, - говорит он. - И когда узнал, что он работает над документальным циклом о самых значимых сражениях минувшей войны, рассказал ему об интервью с Неустроевым и предложил снять фильм о битве за Берлин.

До сих пор наши оппоненты не могут взять в толк, как советским войскам удалось взять четырехмиллионный город, с немецкой тщательностью подготовленный к обороне, за 240 часов?!
Степан Андреевич Неустроев войну закончил капитаном, а в начале 60-х, когда его по службе перевели в Краснодар, был уже в звании подполковника. Тогда, по словам Рунова, они и познакомились.

- Мы с ним близко дружили, - рассказывает Владимир Викторович. - Так получилось, что я хорошо знал многих однополчан Неустроева, в том числе Егорова и Кантарию. В последний раз они встретились в Сухуми, я туда тоже с ними ездил. Никогда не забуду, как весь Сухуми вышел их встречать, когда они шли по улице. По- том почти до утра сидели, вспоминали.

Легендарный "комбат Победы" ушел из жизни в 1998 году. Похоронен он на Аллее Героев в Севастополе. В Краснодаре его имя носит улица, на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

Факты в кадрах

Примечательно, что в фильмах Тимощенко война показана с двух камер - советской и немецкой. Режиссер использовал любительские съемки солдат вермахта и нашел уникальный материал в архивах. А в его собственном, собранном за 30 лет, есть редкие кадры, снятые потомками выживших в адской горной мясорубке воинов элитного фашистского подразделения "Эдельвейс". Валерий познакомился с ними в Новороссийске, куда ветераны вермахта лет 20 назад приезжали с покаянным поклоном.

- Фильм о штурме Новороссийска стал первым в цикле "Чистая Победа", - говорит режиссер.- Когда я начал его снимать, сразу решил, что будет цикл. Сегодня нередко звучат выводы о том, что наша страна выиграла в Великой Отечественной войне не умением, а только лишь числом. Это, мягко говоря, неправда, что доказывают последние исследования историков. А когда ссылаются, что у нас погибло 27 миллионов человек, забывают указать, что 70 процентов из них - мирные жители. А в сражениях, которым посвящены мои фильмы, победы одерживались за счет лучшей организации боя и особого настроя советских солдат. Вот почему эти фильмы рассказывают, прежде всего, о силе человеческого духа. Надеюсь, нам удалось ответить на вопрос, откуда взялась Победа.

Последним в цикле станет фильм с условным названием "Победа после Победы" - о том, как в мае 1945 года две танковые армии были брошены на Прагу, где немцы не подчинились капитуляции. 14 тысяч советских танкистов, встретивших Победу в Берлине, погибли в сражении за Прагу и были похоронены на Ольшанском кладбище чешской столицы...

А еще Валерий Тимощенко завершает работу над лентой, посвященной событиям в Донбассе, куда он семь раз ездил с видеокамерой.

- Я встречался не только с ополченцами, но и с бойцами Вооруженных Сил Украины, - рассказывает режиссер. - И в разговоре обязательно затрагивал тему минувшей войны. Равнодушными она никого не оставляет, а в отношении и к ней, и к нашей общей Победе, убежден, заложен ключ к пониманию многих сегодняшних проблем.

Любопытная история связана с полковничьим мундиром Неустроева.

 В 1966 году тех, кто участвовал в штурме Рейхстага, пригласили на торжества в Москву по случаю Дня Победы, - поясняет Рунов. - Их было семеро. Утром сообщили, что с ними хочет встретиться Брежнев. Они все в военной форме собрались в Центральном Доме Советской Армии, выстроились. Заходит генсек, с каждым здоровается за руку. "Подполковник Неустроев", - представляется Степан Андреевич. "Здравствуйте, полковник", - говорит Брежнев. Вернувшись в гостиницу, Неустроев увидел висящий на спинке стула полковничий мундир, а на столе лежало удостоверение. Когда на торжественном заседании по случаю Дня Победы они снова встретились с Брежневым, тот подошел со словами: "Ну, что, полковник, вы теперь убедились, что я не ошибся?"

Виктор Лихоносов, писатель, лауреат Государственной премии РФ, Герой Труда Кубани:

- Замечательный фильм снял Валерий Тимощенко. Его главное достоинство в том, что он душу пробуждает. А два современных офицера, оценивающих стратегию и тактику ведения боев на фронтах Великой Отечественной, так похожи на тех далеких уже солдат. Когда я их слушал, то думал о своем отце, о том, что он меня до сих пор защищает. Отец погиб под Запорожьем в 43-м. Совсем молодым он ушел из жизни, но когда мои внуки с его портретом встали в строй "Бессмертного полка", показалось, что рядом с ними идет их прадед. Огромные и высокие чувства вызывают народные реки, заполняющие Девятого мая наши улицы и площади. И если мы сумеем сохранить и передать последующим поколениям полученный от них душевный заряд, никто нашу страну не сумеет победить.