13.05.2017 | 18:09

Гриша Брускин: Современная толпа – это аморфная масса

57-я Венецианская биеннале современного искусства сегодня распахнула двери для широкой публики. Павильон России, построенный ещё великим Щусевым, несёт буквы Theatrum Orbis – это название нынешней выставки, многозначительно отсылающее к картографу, создавшему первый атлас мира.  

Семен Михайловский, ректор Петербургской академии художеств, уже не первый год – комиссар павильона России и куратор выставки. В этом году он был нацелен на то, чтобы презентовать исключительно молодых и дерзких, но увидел проект, над которым работал в своей студии Гриша Брускин, и первым пригласил его. Затем к тяжеловесу в современном искусстве присоединилась молодёжь, Саша Пирогова со своим видео-артом и группа Recycle, Андрей Блохин и Георгий Кузнецов. Четыре разных художника - всегда риск того, что одно будет мешать воспринимать другое. Но в русском павильоне с проектом Theatrum Orbis этого не случилось. Гармония такая, как будто художники договорились. 

Договорённость – это, кстати, важный мотив в российском проекте на Венецианской биеннале. Даже не договорённость, а сговор, в частности, сговор архаики и современности, как говорят кураторы и авторы, сговор того, что было с этим миром, и того что есть в нём теперь. Люди в глыбах льда у группы Recycle – это не только девятый круг Дантова ада, но ещё и знаменитое полотно Каспара Давида Фридриха «Море льда», ему почти двести лет.

В инсталляции Гриши Брускина архаика и современность просто таки сплавляются в алхимических ретортах с названиями книг на непрозрачных поверхностях этих реторт. Художник как бы демонстрирует изготовление сплава старого знания о мире и актуального. И повсюду в павильоне – бесконечные фигурки людей и объектов. Фигурки узнаваемые, характерные для Брускина, и, в общем, не совсем понятно, в чём, собственно, состоит для него смена декораций. Попробуем расспросить самого автора. Интервью смотрите в видеосюжете.

Новости культуры