12.05.2017 | 10:34

ГМИИ имени Пушкина представляет на Венецианской биеннале актуальное искусство

Венецианская биеннале как стартовая площадка для нового проекта Музея изобразительных искусств имени Пушкина. ГМИИ совсем недавно объявил о запуске программы – «Пушкинский XXI». Развивая уже сложившуюся традицию диалога классики и современности, музей формирует собственную коллекцию актуального искусства. И лучшее место для ее презентации – конечно, Венеция. Репортаж Зинаиды Курбатовой.

На Венецианской биеннале начал работу Российский павильон

Единственный российский проект, который вошёл в параллельную программу биеннале, придуман и собран Музеем изобразительных искусств имени Пушкина. Проект трудоёмкий, участвуют 14 художников из разных стран, помогает университет Ка'Фоскари.

Девушки с крыльями - студентки объясняют желающим смысл каждого объекта. Хотя что-то и не нуждается в объяснениях, как, например, размышление голландца Марникса де Нийса. В темной комнате - магический шар, если его крутить, то виртуальное путешествие приведёт к разным знаковым историческим памятникам. Тема выставки - путешествия внутрь себя, к себе, путешествия в памяти, к утраченным и любимым местам, что так остро описал Набоков в «Других берегах». Путешествия, не выходя из своей комнаты или даже кровати. В XXI веке художник - больше мыслитель, философ, который заставляет зрителя думать.

«Для нас важно было продемонстрировать музейный взгляд на эту тему, поэтому не так важно было получить работу художника, сделанную в последние два года. Важно было ранжировать тему», - объясняет директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак рассказывает об участии музея в Венецианской биеннале

Японец Масахи Фуджикато объясняет, что нынче уже не спрячешься в свою скорлупу в своём домике. Все опутаны сетями Интернета. Скульптор Юрий Календарев предлагает звучащую вселенную. Мариано Сардон из Аргентины вместе с учёными создал завораживающие видеоинсталляции. В основу легли гравюры Пиранези и старинные карты, в частности, из собрания Пушкинского музея. Ирина Затуловская создаёт картины из венецианских тканей. И тоже на тему времени. Фабрицио Плесси создаёт лодки, в которых плещется вода памяти. Такая гондола удивительным образом сочетается с саркофагом VIII века, частью интерьера палаццо. Надпись на латыни гласит, что по жизни надо навигировать, не просто плыть.

Палаццо вблизи церкви Санта Мария деи Мираколи построил венецианец Соранцо в XV веке. Причём, на месте дворца VIII века. Детали убранства здесь бережно сохранили, сейчас они служат декорациями для актуального искусства.

Палаццо находится в частных руках и длительное время нуждается в реставрации. Для этого понадобились немалые средства, в том числе - спонсорские. Все произведено на наивысшем уровне. И, что особенно приятно, палаццо после реставрации открывается выставкой, организованной ГМИИ имени Пушкина. 

Новости культуры