11.05.2017 | 10:29

На Венецианской биеннале начал работу Российский павильон

Пожалуй, самое авторитетное и концептуальное событие в мире современного искусства - Венецианская биеннале - готова к встрече со зрителями. В этом году девиз выставки – «Да здравствует живое искусство!» Кураторы отбирали работы, рассчитанные не на вдумчивое прочтение или критическое осмысление экспертами, а на живые эмоции зрителей. Этим критериям в полной мере соответствует экспозиция Российского павильона Theatrum Orbis Terrarum. Ее открыли вице-премьер РФ Ольга Голодец и советник президента по культуре Владимир Толстой.

Свежий ветер с лагуны, солнце Венеции и знаменитые сады Джардини в эти дни особенно привлекают искусствоведов, галеристов, художников и просто людей, которые хотят быть в тренде. На платановой аллее говорят на всех языках, попасть сюда непросто, нужно иметь приглашение или выложить 250 евро за билет. Павильон России, построенный ещё великим Щусевым, несёт буквы Theatrum Orbis. Это название нынешней выставки многозначительно отсылает к картографу, создавшему первый атлас мира. Павильон издаёт таинственные звуки, манит внутрь как средневековый театр и воздействует на всех без исключения.

Семен Михайловский, ректор Петербургской академии художеств, уже не первый год - комиссар павильона России и куратор выставки. В этом году он был нацелен на то, чтобы презентовать исключительно молодых и дерзких, но увидел проект, над которым работал в своей студии Гриша Брускин, и первым пригласил его. Затем к тяжеловесу в современном искусстве присоединилась молодёжь, Саша Пирогова со своим видео-артом и группа Recycle, Андрей Блохин и Георгий Кузнецов.

Гриша Брускин, бывший в советские времена нонконформистом, в 1988-м стал знаменитостью после того, как Sotheby's продали за невероятную сумму его работы. Над нынешним проектом он работал три года, музыку, а, вернее, шумы и звуки написали специально по его заказу.

Гриша - не только художник, но и писатель, философ, глубоко осмысливающий проблемы толпы, маленького человека и власти, или, как в нынешнем проекте «Смена декораций», - проблемы терроризма, страха. Видео на стене, полутемный зал, странные звуки. Даже не подготовленный зритель будет потрясен.

Через лестницу-воронку нужно спуститься на первый этаж. В этом есть что-то инфернальное, но это и была одной из целей Recycle. Они изображают девятый круг ада. Это похоже на обломки льда, в которые вмонтированы фрагменты человеческих тел. Дети 1990-х, выросшие на игрушках вроде «Тетриса», Андрей и Георгий предлагают зрителям поиграть в приложение для гаджета. И тогда фрагменты превратятся в человека.

Четыре разных художника - всегда риск того, что не срастется. Одно будет мешать воспринимать другое. Мастодонт задавит молодых. Но в русском павильоне с проектом Theatrum Orbis этого не случилось. Гармония такая, как будто художники договорились.

Новости культуры