10.05.2017 | 19:52

Как различить черное под черным? Исторический музей проводит сенсационные исследования рукописей

Институт космических исследований РАН, Курчатовский институт, Университет геодезии и картографии помогают Историческому музею в исследованиях его фондов. Уникальные современные космические технологии оказались незаменимы при изучении быта и жизни далекого прошлого. Репортаж Юлии Казюковой.

Все материалы об исследованиях уникальных рукописей в Историческом музее

Увидеть невидимое удается сотрудникам Исторического музея. С помощью мультиспектрального анализа – метода, разработанного в Институте космических исследований, – под чернильными буквами сербской рукописи XIV века обнаруживают более ранние – глаголические. 

"Палимпсест" в переводе с греческого означает "заново стертый", "снова стертый". Это рукописи, писчий материал, которых использовался дважды. В тех местах, где не хватало бумаги, или в бедных монастырях нижний текст с писчего материала смывался и сверху писался новый, более актуальный", - рассказывает сотрудник отдела рукописей Государственного Исторического музея Елена Уханова. 

Семь страниц этой рукописи – вставки с новым содержанием. Предполагают, что смытый текст – это канон на Рождество Христово, написанный в Болгарии в X веке глаголицей. Подобных палимпсестов в мире не более двадцати. И их прочтение – всегда сенсация. Ведь как различить черное под черным?

"Есть черные чернила, они поздние, они имеют свои спектральные характеристики. И их всегда можно, грубо говоря, обесцветить, либо заглянуть под них. И вторая задача, более сложная – проявить более скрытый текст", - говорит главный специалист Института космических исследований РАН Александр Андреев. 

Еще одно сенсационное предположение! Ученые полагают, что на средней части переплета древнего "Апостола" изображен сам Иван Грозный. Эту книгу XVI века первопечатник Иван Федоров хотел подарить царю и сделал "подносной" экземпляр.

"На груди, в щитке у орла находится портрет Ивана Грозного", - отмечает Елена Уханова. - Он еще читался в XIX веке, и есть зарисовки XIX века о том, как он выглядел. Но сейчас мы видим средник. Он сильно пострадал: на нем вообще ничего не видно".

С помощью игры лучей мультиспектра удалось увидеть портрет. Возможно, это чуть ли не единственное прижизненное изображение царя. 

"У нас есть еще одно большое направление – археология, археологические памятники. Причем, как памятники из металла – это достаточно древние памятники, IV тысячелетие до н.э., бронзовый век, так и памятники органического происхождения – мумии", – комментирует заместитель директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.

Исторический музей совместно с Институтом космических исследований и Курчатовским институтом продолжит исследование фондов. Так что впереди еще не менее громкие открытия. 

Новости культуры