05.05.2017 | 10:40

Выставка произведений художника-анималиста Алексея Степанова проходит в Москве

В столичной галерее в Даевом переулке продолжают изучать историю «Союза русских художников» – творческого объединения начала ХХ века. В группу, которая просуществовала с 1903 по 1923 годы и пользовалась огромным успехом у публики, входили Врубель, Коровин, Бакст, Архипов, Грабарь, Юон. Но один из основателей «Союза» получил куда более скромное место в истории отечественного искусства. Живописец и график Алексей Степанов в своё время сумел прославиться в весьма специфическом жанре – анималистике. А в советские годы о художнике забыли. К 160-летию со дня рождения мастера в галерее открылась ретроспектива его работ. Репортаж Маргариты Масленниковой.

Лоси, собаки, волки, лошади и другие животные – главные герои работ Алексея Степанова. В начале ХХ века его называли «лучшим анималистом после Серова». Кстати знаменитый художник впоследствии пригласил Степанова преподавать на кафедре анималистики в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. А ещё Третьяков приобрел у Степанова в 1889 году картину именно в этом жанре и впоследствии поместил в своей галерее.

«Степанов был прирожденным охотником и очень любил это времяпровождение. Он очень много писал анималистики охотничьего жанра», – отметил куратор выставки Александр Киселев.

Русская деревня вдохновляла Степанова на создание живописных пейзажей. Плес, Удомля, окрестности Звенигорода. Напарником Степанова в путешествиях был Левитан, который на тот момент оказал большое влияние на стиль художника. Но дружба, к сожалению, оказалась недолгой. А причиной ссоры стал… Антон Чехов.

«Чехов вывел Левитана, Кувшинникову и Степанова в качестве героев рассказов «Попрыгунья». Степанов очень обиделся на Чехова и встал на защиту Кувшинниковой и Левитана, но впоследствии, когда Левитан опять-таки помирился с Антоном Павловичем Чеховым, получилось так, что Степанов не мог простить предательство своего товарища», – рассказал Александр Киселев.

Ссора с Левитаном изменила стиль художника. Он стал использовать минимум красок, максимум естественных оттенков. Одна из знаменитых работ, центральная в его творчестве – «Качели». Это полотно Степанов писал на протяжении 13 лет. Завершил накануне своей смерти – в 1923-м. Долгие годы картина находилась заграницей. Теперь она вернулась на родину. Вообще, большинство полотен здесь экспонируются впервые.

«В советское время вообще картин не было как таковых, поэтому приходилось занимать очередь и ждать годами, когда что-то появится», – пояснил коллекционер Александр Хвалебнов.

В честь грядущего юбилея – 160-летия со дня рождения художника – кураторы выставки выпустили каталог, в который вошли как знаменитые, так и редкие, ранее не известные работы живописца.  

Новости культуры