02.05.2017 | 15:18

Малоизвестные фотографии Бориса Косарева представлены в Музее Москвы

«Открытие коллекции. Мир советского фотографа Бориса Косарева» – такое название получил новый выставочный проект Музея Москвы. Для ценителей фотоискусства экспозиция действительно может стать открытием. Борис Косарев с 1936 по 1960 годы был фотографом при Совете Министров СССР, работал практически на всех праздничных парадах и мероприятиях на Красной Площади, сопровождал руководителей страны в зарубежных поездках. Многие его снимки тех лет вошли в историю. Но организаторы этой выставки сделали акцент на неофициальных работах фотографа, малоизвестных широкой публике. Репортаж Антона Николаева.

Борис Косарев известен, прежде всего, как один из трёх советских фотографов, которые запечатлели историческую встречу Сталина, Черчилля и Рузвельта в Ялте. Каждому из участников Ялтинской конференции Борис Косарев лично изготовил по именному альбому. Где два другие – неизвестно, а вот сталинский экземпляр, как рассказала внучка фотографа, до сих пор хранится в семье Косарева.

«Семейная легенда гласит, что дедушка сделал альбом в трех вариантах. Для Сталина, Рузвельта, Черчилля. Возможно, это была просьба. И свой альбом Сталин дедушке вернул со словами «Забери его себе, не хочу видеть эти морды», – рассказала внучка фотографа Мария Косарева.

Борис Косарев был штатным фотографом советского правительства. Но эта выставка посвящена не тем, кто по очереди оказывался в объективе его фотоаппарата, а тем, кто видел вождей, скорее, с иного ракурса. Снимать повседневную жизнь простых людей было отдушиной для кремлевского фотографа. Вот он пристально разглядывает в объектив таинственную незнакомку. Видно, что любуется. А может, влюбился. В Москве конца 50-х – начала 60-х, как нам всем почему-то сегодня кажется, жизнь была какой-то необыкновенной. Но даже со скидкой на ностальгию, от этих кадров веет нездешней свежестью, свободой, открытостью, радостью, светом.

«То, как выглядели люди, как жила Москва… Очень многие картинки ушли. Мы уже не встречаем сегодня такие образы – такие, например, автоматы с газировкой. Или таких людей. Эта выставка – это, наверное, выставка произведений его души, песня о Москве», – отметила директор Музея Москвы Алина Сапрыкина.

Сравнивая официальные снимки Бориса Косарева и те, что были сделаны им, что называется, для себя, еще раз убеждаешься, как мало в мире людей, которым удается в жизни заниматься тем, что просит душа, а не начальство. И какое большое счастье, когда эти непересекающиеся прямые все-таки пересекаются.

Новости культуры