29.04.2017 | 17:38

В Театре Табакова дают премьеру - "Катерина Ильвовна" по повести Лескова

Участь сильных женщин в русской литературе, прямо скажем, незавидна. Что ни судьба, то обязательно трагическая или на грани таковой. Вот, к примеру, Катерина Измайлова Николая Лескова. Сам автор о ней говорил: «Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что как бы много лет ни прошло со встречи с ними, никогда не вспомнишь о них без душевного трепета». Сказал Лесков и изобразил непроглядную темень купеческого быта. Скуку русскую, скуку купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться.

Этой повестью Лесков намеревался начать цикл о сильных и страстных характерах русских женщин. Цикл, как известно, не сложился, но отправная точка удалась – образ Катерины Измайловой и сегодня не даёт покоя людям искусства. Зацепила эта история и «Табакерку», притом крепко. В репертуаре столичного театра к архивному спектаклю «Леди Макбет Мценского уезда» добавилась хореографическая версия Аллы Сигаловой. Сегодня премьера. Репортаж Валерии Кудрявцевой. 

Исполнителей главных ролей Сигалова знала сразу. Среди артистов – много тех, кто учился у нее в ГИТИСе, например, Аня Чиповская. И, конечно, исполнительница главной роли – Ирина Пегова, которая долго уговаривала Сигалову что-нибудь на нее поставить. И вот – долгожданная совместная работа.

«Мы в огромной радости прожили эти два с половиной месяца. Нам было хорошо вместе. И хорошо с этим материалом. И чем тяжелее и чернее материал, тем радостнее всегда репетиции, как ни странно», − делится хореграф Алла Сигалова.

Материал не простой эмоционально и физически, признаются актеры. Ирина Пегова на сцене почти все время двухчасового спектакля. Остальные – не отстают. На роль Сергея – возлюбленного Катерина Ильвовны – пригласили актера Театра Вахтангова Александра Горбатова. Сигалова разглядела его в картине «Тихий Дон» Сергея Урсуляка. Говорит, что фактура, мужская харизма не оставили сомнений, что именно Горбатов должен играть роль рокового приказчика.

«Нелегкий. Лучше бы где-то три смены на заводе поработать. Сложность в Лескове. В том, что страшно. Парень продался. А для чего продался? Что продал? Душу. Вот это и есть страшно», − рассказывает актер Александр Горбатов.

История о молодой купчихе Катерине Ильвовне, которая ради своей любви и страсти идет по трупам. Лесков называл свою повесть «историей мрачной, в строгих тонах выдержанным этюдом о сильном и страстном женском характере». Именно так и рассказывает ее Сигалова. Особенно заостряет чувственные, плотские моменты истории, шквал страстей, бурю эмоций.

«Здесь такая любовь страстная, называйте это, как хотите, такое желание быть с этим человеком, и, главное, она совершенно бескорыстна, ей ничего от него не нужно», − считает заслуженная артистка России Ирина Пегова.

В помощь режиссерскому замыслу – сценография Николая Симонова и костюмы Марии Даниловой. Современная сцена-трансформер на Сухаревской позволяет обойтись минимумом декораций. Пышные наряды становятся больше, чем просто одежда, красные платья оборачиваются лужами крови. Еще больше времени, чем на репетиции было потрачено на саундтрек к спектаклю. Почти год Алла Сигалова сама отбирала фольклорные песни из этнографических экспедиций, которые теперь задают точную эмоциональную канву постановки. В этой стильной, до мелочей продуманной работе любовь и смерть оживают в танце, а ужас происходящего растворяется в красоте формы.

Новости культуры