29.04.2017 | 17:03

Работы архитектора Василия Баженова представлены в Музее имени Щусева

Дом Пашкова в Москве - архитектор, вроде бы, Василий Баженов, но, может, и нет. Также только лишь приписывается Баженову Дом Юшкова, в котором было Московское училище живописи, потом ВХУТЕМАС, а сейчас глазуновская академия. Знаменитая готическая Владимирская церковь в Быково – снова авторство Баженова не подтверждено. Многие сколь-нибудь значительные московские здания конца XVIII века с неопределенным авторством приписываются Баженову! Как говорится, зачётка работает на студента, то есть миф работает на архитектора. В Музее архитектуры имени Щусева открылась выставка "Готика Просвещения", посвященная непризнанному при жизни гению русской архитектуры. Подробности у Анны Галинской.

Василий Баженов представляется неким мифическим гением – один из самых известных русских архитекторов, а сохранившихся работ почти не осталось – в Москве лишь несколько построек, да и то, документально подтвержден лишь недостроенный Царицынский дворец. Его проекту на выставке уделено особое внимание – масштабный план 1776 года показывает, как могла бы выглядеть усадьба. Мосты сохранились до сих пор, некоторые павильоны тоже, а вот главных корпусов – Екатерининского и Павловского – нет уже несколько веков. Издали постройки казались единым дворцом, вблизи рассыпались на отдельные здания. Этакий кунштюк, игрушка для императрицы и фаворита – Григория Потёмкина. Но Екатерина приказала снести корпуса.

"Это боковой фасад дворца Екатерины Второй. Это единственное изображение, которое сохранилось от всех проектных материалов именно по дворцу Екатерины Второй. Больше нет ни чертежей, есть только планы. Это единственный фасад, он дает нам представление о том, каким он должен был быть", - рассказывает историк архитектуры, куратор выставки Зоя Золотницкая. 

Царицынская панорама экспонируется очень редко, а грандиозный макет в Музее имени Щусева представлен постоянно. Макет настолько объемен, что разделен на части. "Половина практики", как говорил о нем Баженов, то есть половина гового здания. По его задумке, должен был получиться крупнейший в Европе дворцовый комплекс в стиле неоклассицизма. Вместо кремлевских стен – огромный четырехэтажный дворец, во внутреннем дворе которого самое сокровенное - соборы.

"Это авторская работа Баженова, которая должна была занять весь Кремль и переформатировать его на начало нового гражданского общества, как античные формы, внутри которых, как шкатулки, спрятаны соборы Кремля, которые назывались готическими в эпоху Просвещения", - отмечает историк искусства, куратор выставки Сергей Хачатуров. 

У Баженова было много идей и много нереализованных. Виртуозные графические листы – проекты сеней митрополитов, похороненных в Успенском соборе Московского Кремля. Множество разделов выставки показывают архитектора с разных сторон. Представлены его набросок семейного портрета и сам портрет неизвестного автора. И это только внешний образ.

"Есть небольшой дополнительный раздел, который находится в самом конце, - это тайная комната, масонский кабинет. Как извесно, Баженов, как и большитнство просвещенныъх людей конца XVIII века, был масоном", - рассказывает доктор искусствоведения, куратор выставки Анна Корндорф.

На выставке также представлены кубок с масонской символикой, печать, блюдо и черепица. Баженов решил покрыть ею все постройки в Царицине. Считается, что именно из-за масонства Екатерина подвергла Баженова опале. А потому вместо реализованных проектов от этого вольного каменщика осталась только "бумажная архитектура".

Новости культуры

Читайте также:

Поэт геометрии. В юбилейный год Василия Баженова выставлены его модели и чертежи