22.04.2017 | 17:03

"Другое лицо войны" демонстрирует грандиозная экспозиция полотен Василия Верещагина в Русском музее

В Петербурге на этой неделе открылась грандиозная выставка произведений Василия Верещагина. Русский музей в сотрудничестве с банком ВТБ приурочил экспозицию к 175-летию со дня рождения художника. Художника-индивидуалиста – он не входил в творческие кружки, не вступал в союзы художников, и он считал, что писать можно только с натуры. И путешествовал всю жизнь, побывал едва ли не во всех концах света, от Сирии и Палестины до Индии, Японии и Америки.

Художник-антимилитарист, каковым объявил его критик Фёдор Булгаков, он отучился семь лет в Морском кадетском корпусе, получил звание гардемарина флота и через неделю вышел в отставку. Он показал другое лицо войны, не иллюзорное. Историк искусства Александр Бенуа говорил, что Верещагин повторил в живописи то, что Толстой совершил в «Войне и мире» и в «Севастополе» - разрушил иллюзии о войне. И очень характеризует его художническую точность то, что критики уличали его даже в сочувствии врагу.

Сто пятьдесят картин из десяти российских музеев и галерей. Под эту выставку Русский музей отдал свои основные выставочные площадки. География работ баталиста - от Дании до Филиппин и от Великобритании до Кубы. 

Каждый узор, мозаичный рисунок Туркестанской серии - словно на фотографии. Верещагин писал эти работы, когда сопровождал генерала Кауфмана. Он, как военный корреспондент, беспристрастно фиксировал характерные детали. Как раз в то время только-только были сделаны попытки изобрести аналоги современных фотоаппаратов. Верещагин составил нешуточную конкуренцию фотографам XIX века. 

«И вот здесь у Верещагина правдивость передачи, он как бы соперничает с искусством фотографии, но, в то же время, очень тонкий живописец, он прекрасно передает контрасты... Тонкая прорисовка», - делится куратор выставки Василия Верещагина Екатерина Шилова.

Художественное кредо Верещагина воплотилось, конечно, в картине «Апофеоз войны» - она тоже представлена в Корпусе Бенуа.

Мастер очень трепетно относился не только к своим работам, но и заботился об их оформлении. Выставлять работы без рам считал для себя недостойным. Каждое обрамление прорисовал сам. У каждой картины - оно свое - эксклюзивное.

Чрезвычайно известный и популярный в России, Европе и Америке - художник-баталист был отчаянным творцом. Он принимал участие в боях на Дунае, штурмовал Плевну и Шипку, был тяжело ранен. Жизнь его оборвалась фатально. Как только началась Русско-японская война, 62-летний художник немедленно уехал к месту боёв. Вместе с адмиралом Макаровым он погиб на броненосце «Петропавловск», который подорвался на японской мине в апреле 1904 года. 

Новости культуры 

Читайте также:

150 работ Василия Верещагина собраны на новой экспозиции Русского музея

Новую выставку в Русском музее посвятили 175-летию со дня рождения Василия Верещагина