10.04.2017 | 10:16

Завершилась реставрация Запасного дома Зимнего дворца

Современные научные технологии в доме с трёхсотлетней историей. В Петербурге завершилась реставрация Дома Скляева или Запасного дома Зимнего дворца. Теперь здесь располагается целый научный комплекс Эрмитажа, где всё приспособлено для проведения реставрационных работ. Появилась новейшая аппаратура, которая позволяет заниматься исследованием картин, скульптур, произведений декоративно-прикладного искусства на качественно новом уровне. Сюда же переехал и Отдел Античного мира. Екатерина Мельниченко – с подробностями.

Старинные кирпичные своды, словно лабиринты, в которых можно заблудиться. Постройка 1720 года.

«Две вещи, которые характеризуют подлинность. Это размер кирпича - 290 миллиметров. И шов - он у них до полутора сантиметров», − рассказал главный архитектор Государственного Эрмитажа Валерий Лукин.

Именно с фундамента началась реставрация старинного дома, который принадлежал сподвижнику Петра I Феодосию Скляеву, корабельному мастеру. В XVIII и XIX веках эти подвалы во время наводнений полностью заливало водой. Сейчас здесь сделали гидроизоляцию. Когда высохнет кирпичная кладка − на это потребуется год - полтора − в этом помещении откроют Музей археологии.

Реставрация Запасного дома Зимнего дворца началась еще в 2012 году. Работы должны были завершить к 250-летию Эрмитажа. Но подрядчик постоянно переносил сроки.

«Работы велись сложно, строители работали средне. Вы могли видеть: постоянно были какие-то споры. Было одно время, когда вся стройка была выведена у меня на экран компьютера, чтобы я мог видеть каждый день, сколько человек вышло на работу», − уточнил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Сейчас реставрация завершена. Журналистам показали, как Эрмитаж будет использовать историческое здание. Сюда уже переехали китайские свитки, японские ширмы, тибетские ковры. Лаборатория научной реставрации восточной живописи - единственная не только в России, но и в мире. Здесь произведения искусства могут даже принять ванну.

Отдел научно-технической экспертизы. Сюда попадают все «новички». Ученые проверяют подлинность картин.

«Правильно ли атрибутирована эта вещь. Соответствует ли она своей первоначальной атрибуции. Является ли она подлинной или фальшивкой. А фальшивок в нашем мире сейчас очень много», − пояснил заместитель заведующего Отделом научно-технологической экспертизы Государственного Эрмитажа Сергей Хаврин.

Раньше и сотрудники, и экспонаты занимали помещения в Новом Эрмитаже. После переезда в отреставрированный Запасной дом у каждой коллекции появилось отдельное хранилище.

Получился большой научный комплекс рядом с Эрмитажем, на Дворцовой набережной. И если бы не история, то вряд ли кто-то из современников решился бы назвать этот дом Запасным.


Новости культуры