03.04.2017 | 10:38

В Инженерном корпусе Третьяковки идет подготовка к выставке работ Зинаиды Серебряковой

Семейный альбом в красках. В Третьяковской галерее готовятся к открытию одного из важнейших проектов сезона. В Инженерном корпусе выставят работы Зинаиды Серебряковой. Экспозиция, спонсор которой – банк ВТБ, даёт возможность увидеть ключевые произведения знаменитой представительницы династии Бенуа – Лансере. Репортаж Антона Николаева.

Зинаиду Серебрякову трудно причислить к каким-либо направлениям и школам. Ее путь в искусстве – это путь одинокой, но очень талантливой женщины, которая больше всего на свете любила свою семью. Эта монографическая выставка в Третьяковской галерее по большому счету - семейный альбом Зинаиды Серебряковой.

«Серебрякова относится к числу счастливых художниц, если так можно сказать, у которых была семья, дети», - отмечает куратор выставки Татьяна Ермакова. 

Детей было четверо. Двое мальчиков и две девочки. Странно, но на картинах они почти никогда не улыбаются, в отличие от своей обаятельной, пышущей здоровьем и молодостью мамы. Кстати, даже, когда она писала других, все равно, зачастую представляла себя. Если внимательно присмотреться, с одного из полотен на нас смотрят сразу три Серебряковых. Этот знаменитый крестьянский цикл она создала в 1917 году, разделившем ее жизнь пополам.

«Все это рухнуло буквально через несколько месяцев. Усадьбу сожгли, она оттуда уехала и уже превратилась в совершенно другого человека – городского. И вот красота этого мира накануне его гибели, наверное, самое ценное, что мы ощущаем, глядя на полота Серебряковой этого периода», - отмечает Татьяна Ермакова.

В это время Серебрякова создает одну из самых трагических своих картин – «Карточный домик», на ней – четверо осиротевших детей. Она продолжает писать, но сюжеты теперь совсем другие. В центре бедной квартирки - печь-буржуйка. На заднем плане что-то стряпает мать Зинаиды.

«Она - не хозяйка. Зинаида никогда не была хозяйкой. Когда она попала потом в Париж и жила там одна, ей послали младшую дочь Катю, чтобы она хоть как-то вела хозяйство и готовила еду для матери», - отмечает Татьяна Ермакова

Серебрякова уезжала из Советского Союза в 1924 году, думая, что выполнит несколько заказов в Европе, среди которых монументальное панно для виллы барона де Броуэра, и вернется. Но родины она уже не увидела. Многие из этих картин выставляются в России впервые. Например, ее марокканский цикл и многочисленные французские пейзажи.

В Советском Союзе о ней постепенно забыли. Впрочем, она никогда не стремилась к известности, не была, по большому счету, включена в художественный процесс ни в дореволюционной России, ни позже в Европе. Все, что ей было нужно, это чтобы под рукой были кисти и краски, а рядом ее дети. Двоим из них действительно разрешили переехать к ней. И на одной из поздних картин мы можем увидеть ее уже повзрослевшую дочь Екатерину где-то на южном берегу Франции.

Новости культуры 

Читайте также:

Третьяковка готовит ретроспективу Зинаиды Серебряковой

Третьяковка начала продажу билетов на выставку Зинаиды Серебряковой