31.03.2017 | 10:02

Реставраторы помогают восстанавливать иконописное наследие Пскова

В этом году исполняется 45 лет сотрудничества Петербуржского института имени Репина и Псковского музея-заповедника. На протяжении трёх десятилетий специалисты под руководством профессора Юрия Боброва занимаются спасением живописных произведений и икон из псковского собрания. 

На нескольких листах: состав красочного слоя, пигменты, связующие. Растворители для снятия поздних записей подбираются по новейшим методиками. Но обучение реставраторов происходит по старинной, классической схеме, из-под руки мастера. Учитель и ученик сменяют друг друга. Процесс раскрытия и укрепления памятника, сложный, многоэтапный, проходят вместе. Институт имени Репина в буквальном смысле спасает фонды многих провинциальных музеев.

В Псков на практику своих студентов профессор академии Юрий Григрьевич Бобров вместе с коллегой Анатолием Алешиным начал привозить еще в 70-х. Жили в Мирожском монастыре, работали в фондах, которые размещались в Солодежне.

«Все вещи были в жутком состоянии, с огромными вздутиями, просто сотни работ. Тогда казалось, что никогда это будет невозможно сделать. И вот за 30 лет, даже больше, мы привели в порядок фонды», - рассказывает профессор, заведующий кафедрой реставрации живописи Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Юрий Бобров.

Айвазовский, Рокотов, Григорьев, европейские художники. Псковское собрание живописи - одно из лучших в провинциальной России. С ним работали многие реставраторы. Но институт имени Репина ежегодно, планомерно. Главный принцип – возвращая памятник, сохранить дистанцию, следы времени. Чтобы передать потомкам подлинник, а не его приукрашенный, гламурный вариант.

«То, что мы видим сейчас в экспозиции древнерусской живописи, русской живописи, западно-европейской, это 80 процентов реставрационного участия института им. Репина», - поясняет заведующая фондами Псковского музея-заповедника Ольга Васильева.

Реставрационная школа академии художеств создавалась специалистами Эрмитажа и Русского музея. Именно в Русском музее начинал Юрий Бобров. Сейчас он заведующий кафедрой реставрации института имени Репина, автор монографии «Иконография христианского искусства», учебников по теории и истории реставрации, которые переведены на несколько языков и неоднократно переиздавалась. Его студенты изучают историю искусства, живопись, химию, физику и биологию. Все для того, чтобы остановить разрушение шедевров.

Новости культуры