27.03.2017 | 10:14

Исполнилось 90 лет со дня рождения Мстислава Ростроповича

«Между жизнью и смертью нет ничего, кроме Музыки». Эти слова Мстислава Ростроповича – кредо великого музыканта. Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения маэстро. Его виолончель звучала в Арктике и на развалинах Берлинской стены. Для инструмента мастера писали Шостакович, Прокофьев, Шнитке. Ростропович был обладателем более 125 международных наград, членом шести музыкальных академий, профессором 38 университетов… Человек-легенда, имя которого вписано в историю мировой музыкальной культуры. Рассказывает Алия Шарифуллина. 

«Все, что я играю, люблю до обморока», - любил повторять Мстислав Ростропович. Он верил, что музыка несет человечеству исцеление и может действительно переустроить, усовершенствовать мир. И когда виолончелист выходил на сцену, уже у зрителей не оставалось никакого сомнения – Ростропович прав. Его исполнение было исповедью и проповедью одновременно, гипнотизировало и даже ввергало в эмоциональный шок.

«Он вывел виолончель на невероятный уровень. Он начал играть современную музыку с такой технической виртуозностью. И современные композиторы стали писать очень сложную музыку, которую мог исполнить только он», - подчеркивает виолончелист, органист Александр Князев.

Он жил по законам не земным, космическим. Его одолевало обостренное чувство времени. Постоянно спешил, мечтая все успеть, объять необъятное. Был убежден, что всякое существование на пределе и есть источник силы. «В Ростроповиче бурлила энергия десятерых», – вспоминает Юрий Темирканов.

«После концерта мы сидели до четырех часов в ресторане, ужинали. Потом он мог встать в шесть и поиграть на виолончели, потом сесть на самолет, полететь в Вену, продирижировать там, а затем прилететь в Мадрид и продолжать гастроли», - делится воспоминаниями дирижёр, народный артист СССР Юрий Темирканов.

Импульсивный, неуспокоенный «Солдат музыки». Увидел кадры крушения Берлинской стены и уже через несколько часов играл на ее обломках, чтобы остановить мгновение свободы вечной музыкой Баха. В 1991 году, оставив записку семье: «Я ушел в банк. Буду к обеду», срочным рейсом – без визы и виолончели, Ростропович улетел в Москву, на защиту Белого дома.

«Слава был гораздо шире, чем просто виолончелист, или просто дирижер. Он был гражданин своей страны и хотел, чтобы она была справедливее, чище, лучше», - отмечает президент Русского общественного фонда А.И. Солженицына Наталия Солженицына.

Он пребывал в состоянии глобальной влюбленности в жизнь и людей. За то, что постоянно тянется к солнцу и свету, Ростроповича называли «Подсолнух». Благотворительные фонды, гранты для талантливых исполнителей, медицинская помощь людям всего мира – для Ростроповича это было так же необходимо, как давать концерты.

«Это у него из детства шло, когда было холодно, голодно, он в Оренбурге жил. Он поехал на поезде с концертом. Было очень холодно. Он проснулся от того, что было тяжело и тепло. Те артисты, с которыми он ехал, положили на него свои пальто, чтобы согреть его. С тех пор, вспоминая тех людей, он как бы отдавал им свой долг», - рассказывает дочь, президент Фонда культурных и гуманитарных программ М.Л. Ростроповича Ольга Ростропович.

Как-то он пошутил, попросив Галину Вишневскую: «Если я умру в Париже утром, отправь меня сверхзвуковым рейсом "Конкорда" в Нью-Йорк. Я полечу навстречу времени, перегоню его и приземлюсь за два часа до того, как умру. Значит, еще целых два часа буду жив». Он обогнал время. Только не на «Конкорде» и без реактивных скоростей. Сверхзвуком своей виолончели.

Мстиславу Ростроповичу телеканал «Культура» посвящает выпуск программы «Наблюдатель» (27 марта, 10:15). В 20:05 – документальный фильм «Двое в мире». По его завершении зрителей ждет трансляция открытия Международного фестиваля Мстислава Ростроповича из Большого зала консерватории. Также всю неделю в эфире в 17:35 смотрите музыкальные программы с участием маэстро. 

Новости культуры 

Читайте также:
90 лет со дня рождения Мстислава Ростроповича