21.03.2017 | 12:06

21 марта отмечается Международный день кукольника

Искусство, сочетающее в себе непосредственность детства с философской мудростью. Сегодня отмечается Международный день кукольника. Управление сказочными персонажами – ремесло, овладеть которым под силу лишь талантливым людям, с радостью «вдыхающим» жизнь в своих безмолвных подопечных. Авторы, работающие в этом особенном жанре, научились создавать настоящие шедевры на стыке драматического, оперного и балетного искусств. Омский театр «Арлекин» решил отметить свой профессиональный праздник программой «Сказки нашего музея», которая объединила лучшие спектакли театра за последние 30 лет.

Почти четверть века назад с «Русалочки» началась творческая биография театрального художника Дарьи Александровой. Дочь известного омского художника Василия Белана уже в пятилетнем возрасте вырезала из бумаги целые кукольные семейства, на зависть подружкам. Сегодня в её руках – будущие герои спектаклей.

«Едешь в транспорте и смотришь: какое интересное лицо, как интересно посажены глаза! Сидишь, упрешься в человека глазами и начинаешь его изучать. А потом где-то в работе используешь это», – рассказывает она.

В честь профессионального праздника вышедшие «на пенсию» куклы на целую неделю покинут выставочные витрины театрального музея. Они снова на сцене, снова заставят зрителя смеяться, сопереживать и проживать вместе маленькую, но такую настоящую жизнь.

«Видеть куклу пальцами» – этот главный урок ещё в детстве усвоила ведущая актриса омского «Арлекина» Нина Исаева. Она потомственный кукловод. Её родители тоже служили в этом кукольном театре. Часто, состарившись, герои любимых спектаклей переезжали к ним в дом. Так, более полувека в семье Нины Исаевой прожила кукла Фимушка.

«Это была любимая мамина кукла. Она случайно сохранилась у нас там наверху. У нее такие глазки необыкновенные, как будто живые, а там обыкновенные стекляшки!» – делится Нина Исаева.

Фимушка и Алёнушка – старожилы музея театра «Арлекин». На четырех этажах – несколько сотен кукол всех систем и конструкций: тростевые, планшетные, а такие – перчаточные – самые ценные. Их к первой премьере «Арлекина», в 1936 году, спец-посылкой в Омск отправил сам Сергей Образцов.

«Списывая спектакль с репертуара, мы не списываем кукол. И куклы продолжают свою жизнь уже как экспонаты. Иногда действующие экспонаты в нашем музее», – говорит директор Омского театра куклы, актера и маски «Арлекин» Станислав Дубков.

Кукольник – не профессия, а призвание, признаются актеры. Единственное, на что сегодня сетуют кукольных дел мастера – отсутствие их специальности в учебных планах профильных вузов. Сегодня азы этой нелегкой профессии приходится постигать на практике – прямо в мастерских «Арлекина». А помогают в этом молодым сотрудникам опытные наставники и сотни обитателей музея старейшего в Сибири театра кукол.  

Новости культуры