07.03.2017 | 19:35

В Русском музее открыта выставка "Копейка рубль бережет"

Мечты нумизмата сбываются в Русском музее. Там можно своими глазами увидеть и деньги эпохи Петра Великого, и последний рубль, выпущенный в царской России. В Строгановском дворце проходит выставка «Копейка рубль бережёт». Представлено 170 монет, 80 бумажных знаков, а ещё есть портреты тех, кто вводил в обращение новые деньги и выводил из него старые. К чему это приводило - разобраться в истории вопроса помогает мультимедийная программа.

Любовь к денежным знакам в залах Строгановского дворца можно проявлять, не беспокоясь, что тебя назовут сребролюбцем. Монеты и ассигнации, выставленные в витринах, уже давно не имеют покупательной способности. Хочется лишь платонически наслаждаться красотой гордых профилей на аверсах и удивляться скромному номиналу, обозначенному на оборотной стороне. Когда-то за три рубля можно было купить корову, а Михаил Ломоносов тратил в день всего три копейки – одну на квас, другую на хлеб, третью на бумагу и чернила. Когда императрица Елизавета Петровна пожаловала ему тысячу рублей, то понадобилось несколько телег, чтобы привезти к дому Ломоносова сорок тысяч медных пятаков.

«В тот момент, когда был указ императрицы дать ему премию за "Оду на день восшествия на всероссийский престол...", в казне не было серебра, а указ надо было выполнять, поэтому отсчитали медной монетой, и было несколько подвод. Он им был рад», – рассказал заведующий отделом нумизматики Русского музея Александр Полищук.

Копейки времен Ивана Грозного – хронологически именно с них начинается коллекция – царь Петр, любивший масштаб во всем, презирал. Так же, как и рубль, который в те времена был не монетой, а лишь абстрактной количественной единицей, равной шестидесяти четырем копейкам XVII века.

«Вес этой маленькой серебряной семечки – он их презрительно называл вшами – он снизил настолько, чтобы они составляли по весу 27 граммов и сравнялись с весом западноевропейского талера. И появился сам рубль – монета, которая содержала сто копеек. Этот десятичный принцип был введен в нашей стране на сто лет раньше, чем в других странах», – подчеркнул Александр Полищук.

В Строгановском дворце можно увидеть и другие экспонаты, связанные с миром товарно-денежных отношений. Счеты Петровских времен, копилки, кошельки и даже картины. И в наши дни люди все так же гибнут за металл. На полотне Владимира Маковского эмоции и лица вполне узнаваемы, особенно если название картины «Крах банка» поменять на более современное – например, «Отзыв лицензии».

Новости культуры