07.03.2017 | 11:14

В программе "Маска Плюс" – спектакль Айрата Абушахманова "Джут"

Театралы знают: программа «Золотой маски» «Маска Плюс» интересна не меньше, чем конкурсные показы. В неё обычно попадают спектакли, которые находятся не в центре основных театральных потоков, но именно они могут изменить вектор развития. Башкирский академический театр драмы имени Гафури показал в Москве спектакль Айрата Абушахманова «Джут», в котором пересеклись Восток и Запад, страшный голод 30-х и современная московская жизнь.

XXIII Театральный фестиваль "Золотая маска". Все материалы темы

На одной площадке встретились два времени: прошлое и настоящее – два места: юрта, что стоит где-то в степи Казахстана в далеких 30-х годах, и московский ресторан наших дней – и два языка: башкирский и русский. Чередуются, контрастируют, уходят в тень, но не пропадают из виду.

«Моя покойная бабушка рассказывала, что, когда она была 17-летней девушкой, её отправили учиться на трактористку, но с полдороги вернули, сказали: «Ты очень красивая, тебя съедят», – вспоминает режиссер Айрат Абушахманов.

Годы коллективизации, годы голодомора – эти события коснулись практически каждой семьи и Башкирии, и Казахстана.

Вспышка света: на сцене семья, еды нет совсем, грудные дети умирают от голода, но у людей есть то, что поможет пережить страшный период – сила духа и безусловная любовь. Здесь женщина успокаивает мужчину – «выживем».

«Она говорит ему: «Ты скушаешь моё мясо и ты пойдешь вперед, потому что кушать нечего, только я есть. Ты должен остаться в живых, ты должен продолжить свой род». Я восхищаюсь ею с каждым спектаклем, она даже помогла мне, наверное, в жизни иначе взглянуть на себя, на свои принципы», – признаётся актриса Римма Кагарманова.

Задуматься заставляют все персонажи пьесы. Несмотря на очевидные контрасты прошлого и настоящего, герои связаны. Ербол – внук тех, кто пережил голод 30-х годов, рассказывает о событиях в Казахстане московской журналистке Елене.

«Сначала было очень трудно репетировать, потому что мы пытались это сыграть. А это невозможно сыграть. Просто текст говорить – радиотеатр получается. Потом поняли, что надо личностно немного меняться. Мы изучали то, что было в Башкирии, ездили по этим районам, смотрели документы, фотографии, копались в архивах», – пояснил Айрат Абушахманов.

Тема «Джут» тяжелая. Однако спектакль понравился и зрителям, и критикам. Понравился настолько, что пришло приглашение в столицу. И здесь тоже был аншлаг.  

Новости культуры