03.03.2017 | 10:51

"...Искусство Европы 1945 – 1968": в Пушкинском музее готовятся к одной из самых масштабных экспозиций года

«Лицом к будущему. Искусство Европы 1945 – 1968». Музей изобразительных искусств имени Пушкина готовится к открытию одной из самых масштабных экспозиций года. На выставке покажут около двух сотен полотен советских и европейских художников, работы которых предоставили музеи нескольких городов Европы. На монтаже экспозиции побывала  Елена Ворошилова.

Выставка "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945 - 1968" откроется в ГМИИ им. Пушкина

Монтаж экспозиции идет две недели. Реставраторы проверяют сохранность экспонатов. Их около двухсот. Музеи Лондона, Вены, Парижа, Мадрида, открыли свои запасники для этой выставки. Написанные после Второй мировой войны эти картины хранят боль и отчаяние художников, которые пытались осмыслить мировую трагедию и личные драмы.

«Мы рассуждаем о той большой географии, которая называется Европа, и о том времени, которое объединила эту Европу, до этого разъединив ее. Все-таки объединила, именно повернув лицом к будущему», - отметила директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

На центральной лестнице идет монтаж «Разрушенного города» Осипа Цадкина. Искореженная скульптура с вырванным сердцем, которая воплощает весь ужас войны, первое, что увидят зрители.

«Осип Цадкин замыслил ее создание в 1947 году, после того, как, путешествуя по Голландии, увидел Роттердам, город, который хорошо был ему знаком и был полностью снесен с лица земли», - рассказывает старший научный сотрудник ГМИИ имени Пушкина Наталья Кортунова.

Пятиметровый эскиз к картине Ханса Рихтера «Сталинград» - коллаж из газетных вырезок, абстрактных квадратов серого и красного – карта противостояния немецких и советских войск. 

«Фактически - это такой мультфильм, поскольку Ханс Рихтер был одним из тех, кто экспериментировал с мультипликацией еще в 20-х годах XX века, и здесь развивается это событие», - объясняет куратор выставки Данила Булатов.

Художники пытаются избавиться от тревоги и травмы. Но больное сознание рождает геометрию страха. Текучие линии скульптур Генри Мура, участника Первой мировой войны, не говорят – кричат о смерти.

«Образцом служила античная скульптура, которая сейчас находится в Капитолийском музее в Риме. Падающий воин еще не умер, но он уже не здесь. Сплетенные ноги, вместо головы - темная дыра», - описывает куратор выставки Экхарт Гиллен. 

События в Венгрии 1956 года заставили снова говорить о больном. Потом будут Париж и Пражская весна. Немецкие художники, живущие в ГДР, создают произведения формально реалистические, наполняя картины новыми смыслами. Харальд Мецкес пишет «Мертвого голубя» – истерзанный символ мира. 

«Голубь, который оказался убитым и задушенным, это знаменитый "Голубь мира" Пикассо, символ, который облетел весь мир, созданный к конгрессу мира в 1949-м», - рассказывает куратор выставки Александра Данилова.

Зал обнуления – новое слово в искусстве. Противопоставление идеологии, очищенная реальность, где только форма, движение, свет. Новый мир с верой в человечество, с осмыслением прошлого и с надеждой на будущее. 

  

Новости культуры