04.03.2017 | 10:27

Пластическую кукольную оперу "Царь Эдип" показали в Александринке

Опера-оратория Игоря Стравинского «Царь Эдип» – редкий гость на театральных подмостках. Одно из самых величественных музыкально-театральных произведений ХХ века было написано 90 лет назад и посвящено Сергею Дягилеву. На сцене современного Александринского театра над постановкой работала интернациональная команда, в том числе и один из потомков композитора – дирижер Мариус Стравинский. «Царь Эдип» был представлен в формате пластической кукольной оперы.

«Здесь все навыворот: необычный театр, необычная постановка, необычная развязка, необычное вокальное письмо, необычная вертикаль, необычный контрапункт, необычная инструментовка», – так почти 90 лет назад о «Царе Эдипе» Стравинского написал австрийский музыковед и композитор Арнольд Шёнберг. Если бы он увидел новую постановку, эпитетов могло быть еще больше. К действующим лицам – чтецу, мужскому хору и оркестру – добавились балет и куклы.

«У нас существуют, живут своей жизнью куклы. Есть балетные солисты, которые работают как куклы – квази-куклы, они надевают маски, и есть просто балет. И это все существует как бы в котле судеб, котле взаимоотношений», – поясняет режиссер-постановщик спектакля Виктор Высоцкий.

В основе сюжета – одна из семи трагедий Софокла. О царе Эдипе, которому было предсказано убить своего отца и жениться на своей матери. Куклы как нельзя лучше показывают: человек – игрушка в руках Судьбы. Спектакль, ставший первой российской постановкой в жанре «оперы кукол», полон подтекстов и аллюзий.

«Это переосмысление двадцатого века. Поэтому мы работаем немного в кубизме, немного в абстракции, но при этом мы стараемся делать это с уважением к авторам и так, чтобы зрителю было понятно, приятно и интересно что-то угадывать», – отмечает художник Юлия Гольцова.

Центральная фигура спектакля – Мариус Стравинский, британский дирижер и дальний родственник знаменитого композитора. Специально для этого проекта он собрал оркестр, в котором играют музыканты из России, Австрии и Великобритании. Партию царя Эдипа исполнил британский тенор Эндрю Стейплс, а его матери-жены Иокасты – меццо-сопрано Михайловского театра Олеся Петрова. 

«Здесь очень важна музыкальная точность. Для певцов это нелегко, используется полифония – то есть разные гармонии звучат сразу же, одновременно, поэтому им сложно удержаться на какой-то ноте», – говорит Мариус Стравинский.

Спектакль, представленный на сцене Александринского, благотворительный. Все собранные средства пойдут в фонд помощи людям с редким генетическим заболеванием. Также организаторы надеются, что эта необычная постановка «Царя Эдипа» не станет единственной, и публика ещё увидит спектакль.  

Новости культуры