25.02.2017 | 17:03

Проект "Геометрия настоящего" открылся в пространстве бывшей электростанции ГЭС-2

В Москве это началось всерьез лет десять назад. Бахметьевский автобусный гараж, винзавод "Московская Бавария", приборостроительный завод "Манометр", газовый завод "Арма", кондитерская фабрика "Красный Октябрь", – это были промышленные "заброшки", появилось такое слово в нашем языке, новое, симпатичное, очень понятное русское слово. Заброшки пережили джентрификацию – слово иностранное, но тоже вполне понятное: влачившая жалкое существование фабрика перестраивается в процветающий музей или концертный зал.

На очереди ГЭС-2, Государственная Электростанция. Она питала энергией Театр Эстрады, кинотеатр "Ударник", Третьяковскую галерею и еще несколько сооружений – ну просто судьбой предначертано было самой стать объектом культуры. И это произойдет, через два года. Стройка начнется на следующей неделе, а на этой в ознаменование джентрификации в стенах заброшки был устроен аудиовизуальный фестиваль "Геометрия настоящего". Рассказывет Валерия Кудрявцева.

Реставрацию ГЭС-2 прервали совсем ненадолго – чтобы успеть презентовать недельный мультимедийный проект "Геометрия настоящего". Цель – максимально задействовать пространство здания и показать его на этапе между демонтажем и превращением в арт-комплекс. ГЭС-2 была построена в начале XX века – в связи с бурным развитием трамвайной сети нужен был новый источник энергии. Спустя столетие она свое значение утратила, и у здания похожего не то на готический собор, не то на индустриальный замок начинается новая жизнь.

Организаторы особое внимание уделили истории здания. Изучив снимки, можно составить представление о том, как ГЭС-2 выглядела в разное время. Вот это, например, фасад здания до революции. Запомнив, как выглядела ГЭС в прошлом, легче будет проследить, как здание изменится к 2019 году. Авторы проекта говорят: им так нравится это пространство, что они постараются сохранить его максимально аутентичным.

Куратором выставки стал мультидисциплинарный музыкант из Великобритании Марк Фелл. Он собрал команду из более сорока художников, артистов и музыкантов со всего мира. Общими усилиями они превратили историческое сооружение в место экспериментов со звуком. От раздражающе громких до тихих и хрупких. Звуки трескающегося льда. Перекличка инструментов.

"Туннели, замки – я делал проекты в очень необычных пространствах. Но это точно самое большое, с которым доводилось иметь дело. Мое первое впечатление от него – я захотел, раскрыть это пространство: необычные коридоры, странные комнаты, шахты лифтов. И еще, чтобы звуку наконец досталась роль первого плана", – объясняет Марк Фелл.

Там, где когда-то стояли краны, турбины, насосы – теперь звучит музыка, движутся натюрморты, застыли композиции из сухих цветов.

"Здесь все располагает к эксперименту. В белом кубе можно сделать все, что угодно. Мы с пространством сотрудничали. И именно оно стало инициатором моих фантазий", – делится художник Джеймс Ричардс (Великобритания).

Всю неделю здесь проходят концерты, воркшопы, дискуссии, посвященные саунд-арту, а также перформансы. Начали уже на открытии.

Впереди у ГЭС-2 – новая – теперь уже творческая жизнь. У этого здания и прилегающей территории – для этого – все шансы.

"У нас не только это здание, у нас еще есть территория, прилегающая к этому зданию, на которой будет маленький березовый лес. И когда у архитектора Ренцо Пьяно, сошел ли он с ума, он сказал, что красота – единственное, что спасет мир, и ему необходимы березы и место спокойствия, уюта в центре города", – добавляет организатор проекта Грета Мавика.

Через пару дней ГЭС-2 снова закроется. Публика сможет попасть сюда только через два года, в 2019-м. Так что остались считаные часы, чтобы увидеть это здание в поворотный момент его истории. Как будто в подтверждение серьезности будущих проектов – картина Василия Кандинского, увлекавшегося синтезом живописи и музыки.

Новости культуры

Читайте также:
Беседа о реконструкции ГЭС-2 с директором фонда V-A-C Терезой Иароччи Мавика