22.02.2017 | 11:39

В Северной столице энтузиасты возрождают военные буера

Петербургские энтузиасты возрождают военные буера – легкие деревянные ледовые суда на коньках, но под парусом. В годы Великой Отечественной с их помощью осуществляли разведку и доставляли грузы в блокадный Ленинград по Дороге жизни. Эти конструкции со времён войны не сохранились. Есть лишь чертежи и воспоминания современников. О том, как восстанавливают эту необычную технику, – в репортаже Юлии Васильевой.

Современный образ блокадного буера расходится с каноническим, или, возможно, существовало несколько типов ледовых яхт. Грузовой "Чертогон" конструкции Людевига при удачном ветре и по хорошему льду разгонялся до семидесяти километров в час. Облегчённый "Диверсионник" использовался для передачи срочных депеш - пересекал Ладогу всего за 30 минут. На таких скоростях лёд попросту не успевал проваливаться под коньками. Первыми шли буера. Команда ледовых яхт бурила лунки, через которые иногда самотоком, иногда при помощи помпы на поверхность поступала вода. Так намораживали путь, так на Ладожском озере создавали Дорогу жизни, точнее, целую сеть ледяных дорог.

Малоизвестный факт - именно буера запустили движение на Дороге жизни. В ночь на 19 ноября 1941 года ледовые яхты доставили первую партию горючего "полуторкам", скопившимся на берегу Ладоги с пустыми баками. Дорога  ожила. Непредсказуемые, как ветер, буера были сложной мишенью. Собственно, нет информации о том, что в ледовую яхту удалось попасть хотя бы раз. Но именно ветер, а точнее, его отсутствие, делало буера неэффективными.

В мастерских Политехнического университета реконструируют послевоенные ледовые яхты и мечтают о скоростных рекордах.

"У нас есть большое количество идей. Одна из них - восстановить бер военного времени, буер-площадку. Еще у нас есть очень хороший проект. Это строительство рекордного буера для установления рекорда скорости", - рассказывает руководитель клуба технического яхтинга  Алексей Майстро.

К сведению, современный рекорд принадлежит американцам и составляет 254 километра в час. Отреставрированные буера политехников бегут по льду в два раза медленнее, однако на базе старых моделей, но с применением современных технологий можно строить нечто скоростное. Тем временем участники одного из военно-исторических обществ отыскали ледовую яхту, по их мнению, похожую на "Диверсионник" на лыжном ходу.

"На базе Кировского завода, в музее Кировского завода мы нашли остов буера и некоторые части конструкции. Нам пришлось его воссоздать, часть доделать", - рассказывает соучредитель военно-исторического общества Сергей Плисов.

Этот буер отправится в музей "Дорога жизни", в Осиновец. Кстати, вслед за блокадными грузовиками, которые реставрировали те же люди. Согласно современным очень жёстким требованиям организации экспозиций, выставочный объект должен быть подлинным и действующим. Так что до музея ледовая яхта могла бы дойти и своим ходом, был бы только ветер.

Новости культуры