22.02.2017 | 11:05

Персональная выставка Филиппа Халсмана проходит в рамках биеннале "Мода и стиль в фотографии"

В Еврейском музее и центре толерантности представлена первая в России персональная выставка Филиппа Халсмана. Она проходит в рамках X Московской международной биеннале "Мода и стиль в фотографии". Халсман родился в Риге, в Дрездене изучал электротехнику, специально фотографии нигде не учился. По его же словам, хотел стать таким же знатоком человеческой природы, как Толстой и Достоевский. И посчитал, что фотография лучший для этого способ. Переехал в Париж, посмотрел на снимки самых известных на тот момент мастеров. Ему не понравилось - слишком претенциозно. Решил, что будет делать фото реалистичные, простые и в то же время яркие. В Москве представлена классическая серия работ "Прыжок". Подробнее – Станислав Дорэ.

Он мог заставить подпрыгнуть кого угодно: президента, герцога, капризную суперзвезду. Как Халсману пришла в голову такая идея - делать кадры в прыжке, неизвестно. По воспоминаниям самого фотографа, это было как щелчок, озарение: вдруг однажды после десятка дублей он попросил кого-то прыгнуть, и с тех пор это стало традиционным окончанием фотосессий. Правда, всех он прыгать не просил, только тех, с кого ему хотелось снять маску, лишить отработанной позы. В прыжке, по мнению Халсмана, сыграть не получается и герой в кадре - абсолютно настоящий. Таких психологических портретов было сделано около тысячи. Из самых знаменитых составлена московская экспозиция.

"Прыжки" - это его личная история, это история, которая не была кем-то заказана, ни каким-то глянцевым журналом или рекламодателем. Это его личный проект. И для меня было важно, что мы показываем личную историю", – говорит главный куратор Еврейского музея и центра толерантности Мария Насимова. 

Самый известный снимок из этой серии: в кадре – Сальвадор Дали, близкий друг Филиппа Халсмана. Специалисты до сих пор спорят: фотограф содрал маску с художника или же, наоборот, сделал на ней акцент? Снимок в лучших традициях сюрреализма, и в отличие от остальных фото из серии "Прыжок" он постановочный.

"Не с первого раза она удалась, а с 28-го. Причем, на этой картинке стул не летит, стул держат, мольберт подвешен на нитке бесцветной, а всё остальное происходит на самом деле. То есть 28 раз они поливали студию водой из ведра, 28 раз  три несчастных кота летали по студии", – говорит куратор выставки Нина Гомиашвили. 

На этом снимке – Ричард Никсон, тогда ещё вице-президент США. С ним фотографу было труднее всего. Прыжком будущего президента автор остался недоволен.

"Подпрыгнул Никсон только один раз, и это было одолжение, потому что он не раскрылся в прыжке, и он его сделал только потому, что сумасшедший фотограф попросил его это сделать. И собственно всё", – комментирует куратор выставки Нина Гомиашвили. 

Кстати, за всю карьеру Холсмана только один человек наотрез отказался прыгать в кадре. Это пианист Ван Клиберн. Один из самых жизнерадостных снимков этот: Марк Шагал, будто герои его картин, пытается взлететь в небо. Самый интересный с точки зрения психологии – снимок Мэрилин Монро: знаменитая улыбка, соблазнительный взгляд. А вот руки сжаты в кулак – признак внутренней зажатости, потребности в защите. Кстати, самым раскрепощённым и креативным прыгуном оказался сам фотограф - в кадре он сделал сальто. 

Новости культуры