21.02.2017 | 10:21

В здании бывшей электростанции открыли выставочное пространство

В 2019 году в Москве появится новый творческий центр. На Болотной набережной продолжаются работы по преобразованию здания старейшей в городе электростанции ГЭС-2 в культурное пространство. Там планируют устраивать лекции, выставки и конференции. Но прежде чем начать капитальные преобразования, надолго закрыв здание для посетителей, было решено устроить своеобразную презентацию будущего творческого пространства. В ГЭС-2 открылся фестиваль «Геометрия настоящего», посвящённый фундаментальному исследованию звука. С подробностями – Валерия Кудрявцева. 

Реставрацию ГЭС-2 прервали совсем ненадолго – чтобы успеть презентовать недельный мультимедийный проект «Геометрия настоящего». Цель – максимально задействовать пространство здания и показать его на этапе между демонтажом и превращением в арт-пространство. ГЭС-2 была построена в начале XX века – в связи с бурным развитием трамвайной сети нужен был новый источник энергии. Спустя столетие она свое значение утратила, и у здания, похожего не то на готический собор, не то на индустриальный замок, начинается новая жизнь.

Авторы проекта особое внимание уделили истории здания. Изучив снимки, можно составить представление о том, как ГЭС-2 выглядела в разное время. Например, увидеть фасад здания до революции. Запомнив, как выглядела ГЭС в прошлом, легче будет проследить, как здание изменится к 2019 году. Авторы проекта говорят: им так нравится это пространство, что они постараются сохранить его максимально аутентичным.

Куратором выставки стал мультидисциплинарный музыкант из Великобритании Марк Фелл. Он собрал команду из более чем сорока художников, артистов и музыкантов со всего мира. Общими усилиями они превратили историческое сооружение в место экспериментов со звуком. От раздражающе громких до тихих и хрупких. Звуки трескающегося льда. Перекличка инструментов.

«Туннели, замки – я делал проекты в очень необычных пространствах. Но это точно самое большое, с которым доводилось иметь дело. Мое первое впечатление от него – я захотел, раскрыть это пространство: необычные коридоры, странные комнаты, шахты лифтов – и ещё чтобы звуку наконец досталась роль первого плана», – пояснил Марк Фелл.

Там, где когда-то стояли краны, турбины, насосы, теперь звучит музыка, движутся натюрморты, застыли композиции из сухих цветов.

«Здесь всё располагает к эксперименту. В белом кубе можно сделать всё, что угодно. Мы с пространством сотрудничали. И именно оно стало инициатором моих фантазий», – пояснил художник Джеймс Ричардс.

В течение недели здесь пройдут концерты, воркшопы, дискуссии, посвященные саунд-арту, а также перформансы. Начали уже на открытии.

Впереди у ГЭС-2 – новая, теперь уже творческая жизнь. У этого здания и прилегающей территории для этого есть все шансы.

«У нас не только это здание, у нас еще есть территория, прилегающая к этому зданию, на которой будет маленький березовый лес. И когда у архитектора Ренцо Пьяно спросили, сошел ли он с ума, он сказал, что красота – единственное, что спасет мир, и ему необходимы березы и место спокойствия, уюта в центре города», – пояснил организатор проекта Грета Мавика.

Через неделю ГЭС-2 снова закроется. Публика сможет попасть сюда только через два года, в 2019-м. Так что есть всего несколько дней, чтобы увидеть это здание в поворотный момент его истории. Как будто в подтверждение серьезности будущих проектов – картина Василия Кандинского, увлекавшегося синтезом живописи и музыки.  

Новости культуры