17.02.2017 | 10:42

Классик сквозь призму современности – в новом проекте Музея Пушкина

Еще при жизни Пушкина, в 1834 году, Гоголь назвал поэта «русским человеком в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Насколько мы приблизились в своем духовном развитии к Пушкину за эти неполные два века? На этот вопрос пытается ответить новый выставочный проект в музее поэта, где классик представлен публике сквозь призму современности. Репортаж Алии Шарифуллиной.

Здесь можно не только увидеть, но и услышать Пушкина – в каждом уголке музея. В непривычной декламации: авангардной, эпатажной, хулиганской. Есть, например, стихи поэта в стиле рэп, и даже во время стойки на руках.

Исполнил трюк питерский художник Алексей Сергиенко. Солнце русской поэзии – Пушкин – на его холстах восходит часто. На одном – он на субботнике убирает осенние листья. На другом – в джинсах и кедах, выгуливает собак вместе с Михаилом Боярским.

«Они соседи с Боярским. Боярский живет через дорогу, напротив Музея Пушкина, – поясняет Алексей Сергиенко. – И они, как соседи, по вечерам выходят гулять по Мойке. Они еще и похожи – Боярский тоже непростого нрава, любит хулиганские действия, остёр на язык».

Кто он для жителей XXI века? Классик отечественной литературы или «первый русский рэпер, который погиб в перестрелке»? Патриот? Вольнодумец? Торговая марка, коммерческий бренд? Ответ – строчки Аполлона Григорьева: «А Пушкин – наше все».

«Выйдешь на берег Сороти, крикнешь: "Ау, Александр Сергеевич, где вы?" Из-под каждого кустика вам крикнут: "Ау, я здесь!" То есть Пушкин живет! И вот Митёк пришел к нему в гости, говорит: "Ну что, брат Пушкин?" А он отвечает: "Да так, брат, так как-то всё"», – говорит художник, член творческой группы «Митьки» Дмитрий Шагин.

Современные художники стараются не просто вписать образ Пушкина в повседневность: Александр Сергеевич и котики, Александр Сергеевич загорает на море – но и пытаются угадать, чем бы увлекся сегодня поэт, во что бы наряжался, и даже какой бы аромат носил? По мнению производителей, в духах Александра Сергеевича обязательно бы присутствовали ноты фиалок, кожи и ели.

«Все, кто любит Пушкина, старались так или иначе к нему прикоснуться – это художники, поэты… Трансформацию этого прикосновения мы и попытались здесь отразить», – прокомментировал директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев.

За тем, как с ним обходятся, наблюдает сам Пушкин. В каждом зале – фигура классика в образе дирижера. Он и сегодня нами как будто руководит, с присущей ему иронией.  

Новости культуры