18.02.2017 | 17:08

Третьяковская галерея открыла выставку "Оттепель"

Как сказал Никита Хрущёв: «Понятие о какой-то там «оттепели» это ловко этот жулик Эренбург подбросил». Повесть Ильи Эренбурга «Оттепель» 1954 года многие, как раз, считают событием, с которого оттепель началась. Одновременно с оттепелью Эренбург и умирал. И Борис Слуцкий написал о нём в год его смерти в 1967-м:

Не путал оттепель с весною,
И увлекаясь новизною,
Не проглядел в ней старины.
Нет! Оттепель с весной не путал,
и вовсе не пугался пугал,
а просто знал: они сильны.

Никакая эпоха не годится для идеализации. Оттепель тоже, но очарование её образов поддерживает вечное желание прикоснуться к ней. И у тех, кто жил тогда, и тех, кто знает о ней, и тех, кто что-то о ней слышал – все приглашены в Третьяковскую галерею, где продолжился большой фестиваль «Оттепель: лицом к будущему». Открытая ранее в Музее Москвы выставка рассказывает о «Московской оттепели», а охват Третьяковки ещё шире. Репортаж Антона Николаева.

Главный вопрос этой выставки сформулирован в фильме «Я шагаю по Москве» Георгия Данелия. Помните? В самом начале фильма девушка встречает в аэропорту своего мужа, а писатель, который только что прилетел из Сибири в Москву, спрашивает ее: «У вас все хорошо?» «Хорошо», - отвечает она. «Но ведь так не бывает», - возражает тот. «Бывает», - отвечает она. В этом и заключается вопрос: неужели вот так бывает, просто хорошо?! Неужели так действительно было?

Все материалы о фестивале "Оттепель: лицом к будущему"

В Третьяковской галерее решились не просто инвентаризировать эпоху оттепели. Делать это пригласили совсем молодых сотрудников, которые тогда не жили и знают о том времени по фотографиям, фильмам, песням.

«Мы опрашивали свидетелей, которые, слава богу, еще живы. Мне кажется, что магистральная линия - космоса - отражена во всех видах искусства», - говорит куратор выставки Юлия Воротынцева.

В качестве эмблемы выставки выбрали картину Юрия Пименова «Бегом через улицу» 1963 года. Полотно замечательно передает всю беззаботность шестидесятых.

Интересно, что скажут об этой выставке те, кто помнит, как тесно и неуютно было на советских коммунальных кухнях, как десятилетиями приходилось выбивать эти знаменитые хрущевские пятиэтажки, ведь не каждому и не с первого раза их давали. Неужели и для этих людей годы хрущевской оттепели были одним беззаботным солнечным днем...

«Я очень хорошо помню, году в 1960-м, мои родители выбросили старую, тяжелую, очень добротную мебель и поменяли ее на довольно быстро ломающуюся, современную, которую начали проектировать в начале шестидесятых. Это было сознательное расставание, выбрасывание того времени, в которое мои родители, моя мама серьезно пострадала. Она была дочерью врага народа, и это тянулось за ней всю ее трудовую жизнь», - вспоминает генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

«Я когда пришел на эту выставку, у меня глаза разбежались, потому что это – моя молодость, первая любовь, первый курс института иностранных языков, первое знакомство с фотоаппаратом», - признается фотожурналист Валерий Христофоров.

Несмотря на все противоречия, эпоха оттепели в сознании большинства до сих пор ассоциируется со светлой страницей советской истории, которую хочется перелистовать вновь и вновь. А причина на это у каждого своя.

Оттепель наступила не только в кинематографе, литературе, искусстве, но и на телевидении. До середины пятидесятых самая главная профессия на телевидении называлась - литературный работник телевидения, а с середины пятидесятых на телевидение пришли журналисты. Появился телевизионный репортаж. Съемочные группы пошли в поля, в леса, на заводы. Но было, конечно, все непросто. В 1957 году в Москве проводится Фестиваль молодежи и студентов, перед которым создается Гостелерадио СССР, которое регламентировало, что должна говорить и показывать Москва.

Новости культуры