15.02.2017 | 19:40

В Эрмитаже открылась обновленная экспозиция арабского искусства XIII - XV веков

Чтобы показать красоту Древнего Востока, его очарование и отвагу, в Эрмитаже после длительного перерыва открыли обновленную постоянную экспозицию «Искусство исламского Ближнего Востока. Мамлюкский султанат». Репортаж из Петербурга Дмитрия Ясковского.

Восточная традиция любви к роскоши идет через века. Об этом свидетельствуют тончайшая чеканка по меди, стеклянные лампы, служившие украшением древних мечетей. Одну из них, найденную лишь в виде множества осколков, реставраторы Эрмитажа собирали целых два года, но такая красота не просто требует жертв – она без них невозможна.

«Под полихромной эмалью - богатая роспись, покрытая практически полностью золотом, сверкала, переливалась. Пускай нет фигур, но выглядит довольно роскошно», – отмечает куратор выставки, научный сотрудник Государственного Эрмитажа Анастасия Теплякова.

Ислам, в котором существует запрет на изображения людей и животных, развил в художниках филигранную технику сложных орнаментов, до бесконечности переходящих один в другой. Мамлюкский султанат богатством превзошел многие государства. В том числе и благодаря воинственности его лидеров. Власть там переходила не по наследству, а по праву силы. Любой раб, ставший солдатом, мог дослужиться до военачальника, а потом и вовсе распространить свою власть над половиной древнего мира.

«Все мамлюкские султаны – это бывшие рабы, которые поднялись на военной службе и стали высшими правителями. Понятно, что всё это было немирно и неблагостно – резали, убивали, – но у него была возможность выйти из этого положения», – пояснил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Искусство Мамлюкского султаната соседствует в Эрмитаже с искусством древнего Ирана. Тогда государства Востока разделялись границами, а вот объединяли их торговые пути и общая материальная и духовная культура.

«Именно там создавались великие произведения искусства, там переводились труды греческих философов, которые потом в арабском переводе попадали на Запад, переводились на латынь и попадали в сферу западной науки. Этот регион всегда был включен в сферу культуры. Это ни в коем случае не задворки цивилизации, о чем говорит наша выставка, в том числе», – подчёркивает сотрудник научного отдела Государственного Эрмитажа Михаил Грачев.

Очередная выставка по традиции открылась торжественно. Церемонию в Эрмитаже довели почти до автоматизма, ведь подобные мероприятия в этих стенах происходят очень часто. И даже сами ножницы уже стали своего рода реликвией. Если они пропадут, говорит хранительница Анна Моисеева, это станет, как минимум, ее личной трагедией.

Три новых зала Эрмитажа станут тем недостающим звеном в цепи истории, которая протянулась от древней Византии через Арабский халифат к султанату воинственных мамлюков, а позже и к Османской империи.

Новости культуры