13.02.2017 | 10:51

В Большом театре состоялась премьера оперы "Идиот"

В Большом театре состоялась премьера оперы «Идиот». Она написана Мечиславом Вайнбергом – композитором удивительной судьбы, музыка которого звучит в мультфильмах про Винни-Пуха и Льва Бонифация, в лентах «Летят журавли», «Афоня» и «Укротительница тигров». Симфонические и камерные сочинения Вайнберга играли лучшие исполнители, но после смерти композитора его творческое наследие ушло в тень. Отдать должное одному из крупнейших музыкантов XX века взялся Большой театр. Репортаж Елены Ворошиловой.

«Идиот» - последняя из семи опер Мечислава Вайнберга. Благодаря ему герои Достоевского перешли с драматической сцены на оперную. И хотя спектакль не из простых, на премьере в Большом - аншлаг.

«Волнение - самое главное, как примет зритель. У нас есть собственное ощущение, что получилось, а дальше - мнение за специалистами и зрителями», - констатирует генеральный директор Большого театра Владимир Урин.

Дирижер Михал Клауза не идет – бежит. Знает – эти три часа за пультом потребуют отдачи в несколько раз больше, чем обычно. Эту музыку на разрыв проживает не столько разумом, сколько сердцем.

«Ответственность огромная, потому что это не простое произведение - и для певцов, и для оркестра, и для меня, потому что надо это все нужно держать точно и четко», - отметил дирижер-постановщик Михал Клауза (Польша).

Действие оперы развивается одновременно в нескольких местах, словно кадры фильма. Свет, движущаяся конструкция, видеопроекция создают разные пространства. Переходы от одной сцены к другой напоминают смену кадров. Кажется, что художник Семен Пастух делает не спектакль – кино.

Для Богдана Волкова важна каждая деталь в создании образа. Ведь он - князь Мышкин. Для него это - человек с душой ребенка и мудростью монаха.  «Он открытый и наивный, как и все мы были в детстве», - говорит солист оперной труппы Большого театра Богдан Волков. Одних певцов музыка Вайнберга пугала, Богдана Волкова вдохновляла.

Музыка на разрыв – именно так говорят певцы о партитуре «Идиота». В ней размышления Вайнберга о природе человека, о боли и разрушении, о потерянной гармонии и о красоте, которая спасет мир.

«Как сам роман обогнал время, так и музыка Вайнберга обогнала свое время», - считает приглашенный солист оперной труппы Большого театра Петр Мигунов.

Путь от ненависти к любви режиссер Евгений Арье проходил вместе с героями «Идиота». Вначале бунтовал против музыки Вайнберга, теперь не может жить без нее.

«Я сказал себе, что мои мысли вторичны, что нужно попытаться с этим совладать. Сейчас у меня ночами даже крутятся его мелодии в голове», - признается режиссер-постановщик Евгений Арье.

Большой впервые обратился к творчеству Вайнберга. Премьера «Идиота» совпала с международным форумом, посвященным композитору. А потому можно будет увидеть еще и две версии «Пассажирки» - столичной «Новой Оперы» и Екатеринбургского театра. Это потребует работы души – Вайнберг нажимает на самые болевые точки. 

Новости культуры 

Читайте также:

Большой театр готовится к премьере оперы "Идиот"

Интервью с режиссером Евгением Арье