11.02.2017 | 18:05

"Погребальная песнь" Игоря Стравинского прозвучала в столичной консерватории

Сто шесть тактов, которые изменят мир. Музыкальный мир уж точно. В Большом зале столичной консерватории состоялась премьера. Если только допустимо считать премьерой исполнение произведения уже звучавшего, но пропавшего на сотню лет – исполнена «Погребальная песнь» Игоря Стравинского. Он сочинил её на смерть учителя Римского-Корсакова. Учителя, который советовал молодому композитору забыть о консерватории, из благих побуждений – он опасался, как бы тот не потерял свой самобытный дар. И, в некотором смысле, ещё сильнее привязал Стравинского к себе. Репортаж Алексея Черепанова. 

Если рукописи не горят, то и партитуры не пропадают. Правда, в Санкт-Петербургской консерватории нашли лишь комплект оркестровых голосов к «Погребальной песни» Стравинского. Партитура же исчезла в вихре революции. Удивительно, но Стравинский совершенно не помнил, что сочинил, может, потому что исполнили произведение всего один раз в 1909 году.

Весной 2015 года, когда в Консерватории готовились к капитальному ремонту, в библиотеке на первом этаже здания обнаружили целый склад списанных нот, которые на балансе не значились, и пролежали там, наверное, несколько десятилетий. Среди прочего – папки с оркестровыми голосами потерянного произведения Стравинского.

«Когда я начала осматривать в деталях это комплект оркестровых голосов, выяснилось, что там 58 партий, они рассчитаны на большой симфонический оркестр, примерно 90 человек», - рассказывает декан музыковедческого факультета Петербургской консерватории Наталия Брагинская.

Доказательства того, что это именно Стравинский, были не только на титульных листах, но и в самих нотах. В «Погребальной песне» слышен новый гармонический язык автора «Весны священной» и «Жар-птицы».

«Вступление очень напоминает вступление к "Жар-птице", те же басы хроматизированные, только контрабасы начинают пьесу, но идея брожения в басах заложена уже здесь», - поясняет Наталия Брагинская.

Дирижер Владимир Юровский считает, что после «Погребальной песни», написанной на смерть Римского-Корсакова, Стравинский ни в одном другом произведении не позволял себе «быть столь экспрессивным» и настолько обнажить чувства. Смерть Римского-Корсакова стала для него сильнейшим ударом. Ведь тот был единственным учителем молодого композитора.

«Сама тема очень простая, состоит всего из нескольких звуков. Эта тема проходит практически без изменений, то есть эта тема и есть венок. Тему возлагают как венок к могиле, и повторение этой темы практически без изменений, только с транспозициями на какое-то количество ступеней, становится воображаемой горой венков на могиле великого мастера», - говорит художественный руководитель Государственного оркестра России имени Светланова Владимир Юровский.

Мировая премьера произведения состоялась в Санкт-Петербурге. 2 декабря прошлого года «Погребальную песнь» исполнил Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Теперь, после московской премьеры и открытия Года Стравинского, которое состоялось в четверг, «Погребальную песнь» услышат в других музыкальных столицах мира.

На 19 февраля запланирована премьера сочинения в Лондоне. Дирижер Эса-Пекка Салонен.

«Я не могу передать, какое это для меня волнующее событие. Прикоснуться к музыке Стравинского, которую я никогда не слышал, это невероятно!» , - признается главный дирижер оркестра «Филармония» Эса-Пекка Салонен.

Находка «Погребальной песни» - это, действительно, сенсация, - говорят музыканты. Жаль, что сам Стравинский не услышал забытую музыку.

Новости культуры 

Читайте также:
"Погребальную песнь" Игоря Стравинского впервые исполнили в Москве

2017 – Год Игоря Стравинского