08.02.2017 | 10:09

В Эрмитаже появился цикл экскурсий "Страхи и фобии"

В Эрмитаже решили разобраться со страхами и фобиями посетителей, а заодно выяснить, как должен строиться диалог между музеем, экспонатами и зрителем. После того, как возмущённая публика раскритиковала выставку бельгийского художника Яна Фабра, где использовались чучела умерших животных, руководство Эрмитажа запустило специальный цикл экскурсий. Акцентируя внимание посетителей на страхах и ужасах, таящихся в работах старых мастеров, музейщики предлагают поразмышлять над вопросом: должно ли искусство провоцировать? С подробностями - Алексей Комаров.

Те самые чучела и скелеты животных, из-за которых Эрмитаж и завалили гневными письмами. Экскурсовод сразу уточняет для посетителей: «Это не реальный скелет. Это полиуретан. Ян Фабр, хоть и режиссер, но не человек, который отличается какими-то жестокими наклонностями. И никто никого не убивал».

О том, что использование скелетов животных в современном искусстве, - это всего лишь художественный прием, экскурсовод скажет еще не раз. И напомнит слова самого Яна Фабра - чучела здесь не для того, чтобы кого-то задеть. А как раз наоборот - напомнить зрителям, что столетиями животные страдают от человеческой жестокости и равнодушия. Именно поэтому здесь, например, кролики. Раньше из их хвостиков делали кисти, которыми, кстати, и написано большинство картин великих художников.

«Ян Фабр, прежде всего, театральный режиссер. И об этом надо помнить. А вот в каком жанре спектакль, который он разыгрывает в залах Эрмитажа. Будет ли это трагедия, будет ли это трагикомедия или фарс - это уже решать нам», - говорит экскурсовод Государственного Эрмитажа Едена Назариан.

Провокация - часть работы художника. Это поняли еще в эпоху Позднего Возрождения. И об этом уже вторая часть экскурсии. На картине Караваджо нарисовал своих современников. Они одеты в одежду того времени. Но он не просто изобразил их, а показал, как они распяли самого апостола Петра.

«Для Караваджо, для художников его окружения было важно именно подтолкнуть зрителя к этой мысли», - отмечает главный методист научно-просветительского отдела Государственного Эрмитажа Ольга Махо.

От истории священной к истории древней. Ян Фабр - не единственный, кто привез в Эрмитаж чучела животных. Например, лошадь в кургане железного века нашел антрополог Сергей Руденко в 1929 году.

Специально для экскурсии никто экспонаты не собирал. Они уже давно находятся в Эрмитаже. И не менее ужасающие, чем предметы с выставки Яна Фабра. Например, кожа пазырыкского вождя, на ней даже есть татуировки. А также его голова.

Эти экспонаты, которые уже восемьдесят лет хранятся в Эрмитаже, не вызывают никаких споров. Хотя, казалось бы, настоящие останки человека за стеклом в музее!

По словам сотрудников Эрмитажа, специальные экскурсии - это ответ музея на критику выставки Яна Фабра. К сожалению, сегодня приходится подробно объяснять публике, что хотел сказать тот или иной художник своими работами. А если не реагировать на критику, считают в музее, возможно, скоро придется даже прикрыть наготу античных статуй.

Новости культуры