07.02.2017 | 19:39

В Третьяковской галерее показывают искусство Византии

Шедевры исчезнувшей империи. В Третьяковской галерее показывают искусство Византии – 18 экспонатов X - XV веков из греческих музейных и частных собраний. Определение "византийский стиль" во многом стало синонимом таких понятий, как "роскошь", "богатство". В то же время его употребляют по отношению к принципам политического управления, имея в виду закрытость системы, полной интриг и подковёрных игр. Византию окружают мифы, как старые, так и новые. Репортаж Антона Николаева. 

Самый древний и самый важный экспонат на выставке - серебряный крест конца Х века. Именно тогда Русь приняла христианство, а вместе с ней и христианскую культуру Византии: иконопись, храмовое зодчество, декоративно-прикладное искусство и, конечно, саму веру. Побывать на этой выставке в каком-то смысле означает вернуться в собственное прошлое, увидеть, на какие образцы взирали первые русские иконописцы, создавая свои собственные произведения.

"Первая половина XIV века. "Распятие" - двусторонняя икона. Это действительно шедевр. Константинопольские мастера, столичная работа. Вы посмотрите, как при минимализме художественных средств достигается максимум выразительности! Здесь золото, мы видим различные оттенки синего и различные оттенки охры. Больше ничего. Посмотрите, какое колористическое богатство", - рассказывает куратор выставки Елена Саенкова. 

Первая половина XIV века – это эпоха, когда в далекой от Византии Московской Руси Сергий Радонежский основывает свой монастырь, главный храм которого в начале следующего - XV - века распишет Андрей Рублев. Период ученичества у византийских мастеров к этому времени закончится. Глядя на византийскую "Троицу" того же времени, понимаешь, что ученик превзошел своих учителей.

"Эта икона - ровесница знаменитой "Троицы" преподобного Андрея Рублева, канонизированного Русской православной церковью в том числе за подвиг иконописания. Обильная трапеза, которая намекает на трапезу духовную. Расположены здесь на столе и голова агнеца, и ножи, и плоды, и чаша... То есть тут идет подробный и точный рассказ о событии. В то время, как в иконах Андрея Рублева, основанных тоже на византийском опыте, мы видим сосредоточение на чисто богословской идее", - комментирует заведующая отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи Наталья Шередега. 

На выставке можно увидеть пять столетий блестящей византийской культуры. Здесь есть экспонаты, которые формально демонстрируют и ее закат. Например, икона Святителя Николая написана спустя 50 лет после падения Византии. Но в действительности Византия жива и не только в памятниках иконописцев, уехавших после краха империи на Крит. Прежде всего, она жива в культуре Руси - наследницы Византии. Еще в XVI веке старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей сказал о Римской и Византийской империях: "Два Рима пали, Москва - третий, а четвертому не бывать".

Новости культуры

Читайте также:

В Третьяковской галерее покажут 18 шедевров византийского искусства из Греции