04.02.2017 | 17:43

Выставка Ясумасы Моримуры представляет реконструкции знаменитых автопортретов

«У того, чьи глаза видят слишком много, нет иного выбора, кроме как стать художником», – это только одна строчка из множества текстов, которыми фотохудожник Ясумаса Моримура сопровождает свои работы. А его работы – это преимущественно фотореконструкции автопортретов выдающихся художников. Моримура сложно гримируется, переодевается, принимает соответствующую позу и превращается в точную копию выбранного автопортрета. Только глаза выдают невинного воришку – те глаза, что видят слишком много.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина демонстрирует восемьдесят работ Моримуры. Преобладают автопортреты живописцев, потому и название новой выставки «Ясумаса Моримура. История автопортрета». Понимать это нужно корректно: это, конечно, не история в привычном, методическом смысле – для таковой всего Пушкинского музея едва бы хватило. Это скорее история его, Моримуры, история того, как он ищет в современном мире место для традиционной системы ценностей.

Творчество этого японского художника как только не называют – и маскарадом, и театром одного актёра. Хотя в детстве Моримура о лицедействе и публичности не помышлял. Признаётся, что был очень замкнутым ребёнком, ровесников избегал, много времени проводил один, разыгрывая разные сценки. Говорит, в одиноком детстве и стоит искать истоки его творчества.

"Перевоплощаясь, я чувствую, что внутри меня существует большое количество разных "я", которые я и достаю на поверхность с помощью искусства. Мне бы хотелось, чтобы публика, изучая мои работы, тоже задумалась и увидела внутри себя богатый внутренний мир и множество скрытых "я", – признается художник.

На счету многоликого Моримуры – десятки образов. Первым в 1985-м был Винсент Ван Гог, сегодня этот образ художник называет любимым. В прошлом году, спустя тридцать лет, снова в него перевоплотился. А вот в Рембрандта Моримура превращался куда чаще, что, в общем, понятно: голландский художник славился освоим пристрастием к изображению себя. Ещё один любимый автор японца – Фрида Кало. Эти работы особенно полюбились поклонникам современного искусства на грани китча. Самая необычная серия работ – что-то вроде фотокомикса – посвящена шедевру Веласкеса "Менины". Здесь Моримура впервые появился и в образе самого себя.

"Потом начинается серия перевоплощений. Он перевоплощается в героев, и не только Веласкеса, но и с соседних полотен. Происходит взаимозаменяемость", – говорит куратор выставки Ольга Аверьянова.

Кстати, Ясумаса Моримура выбирает только автопортреты с историей, с загадками и до конца не изученные. Он не только продолжает игру великих гениев, но и переосмысляет систему традиционных ценностей – тонко, философски и иронично.

"Абсолютно японский художник, очень глубокий, очень чувствующий, меняющийся, но остающийся собой, абсолютно целостный", – отмечает директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

К творчеству Моримуры в мире, конечно, относятся по-разному: его обожают и отрицают, одни считают искусством, другие – абсолютным китчем. Сам Моримура убеждён, что "искусство в основе своей – развлечение, и даже Микеланджело и да Винчи были затейниками, а он сам – не более чем конферансье, который хочет сделать искусство весёлым". 

Новости культуры

Читайте также:

На "Худсовете". Японский художник Ясумаса Моримура