11.02.2017 | 17:42

Календарь. 11 февраля 2017 года

"Его искусство основано на чарующей игре зеркал, на постоянном колебании между истинным и кажущимся, между осиным гнездом светской жизни и медовой сладостью человеческой правды", – писал Клод Шаброль.
11 февраля 1909 года родился американский режиссер, продюсер и сценарист Джозеф Лео Манкевич. Создатель утонченных трагикомедий: "Супружеские узы", "Все о Еве", "Босоногая графиня".
Имя Манкевича, обладателя бесчисленного количества премий "Оскар", связано с одним из самых громких коммерческих провалов в истории кино – помпезным пеплумом "Клеопатра". Но даже этот фильм обладает немеркнущим обаянием прочих работ режиссера.
В центре его картин – поиски ответа на вопрос "что такое женщина", которая всегда оказывается жертвой амбиций и безволия мужчин, а также собственного легкомыслия.
Джозеф Лео Манкевич 1909 – 1993

"Она одна из немногих, – писал Исаак Дунаевский, – разгадала тайну первобытного искусства, в котором пение, музыка, пляски и лицедейство, существуют только нераздельно".
115 лет назад родилась Любовь Орлова. Ярчайшая звезда советского кинематографа.
Любовь Орлова 1902 – 1975

100 лет назад родился американский писатель и сценарист Сидни Шелдон.
Сидни Шелдон 1917 – 2007

"Сможем ли мы создать когда-нибудь такую культуру, которая не только служила бы утешением человеку, но и ограждала его от страданий? Сможет ли творчество художника стать неотделимым от жизни общества?"
100 лет назад родился Джузеппе Де Сантис.
Он дебютировал в кино в качестве сценариста и помощника режиссера у Луккино Висконти в фильме-предтече неореализма "Одержимость".
Его собственная первая художественная картина "Трагическая охота" утвердила неореализм как сформировавшийся, зрелый стиль.
Триумфом стала его вторая работа – "Горький рис". Фильм имел ошеломляющий зрительский успех. Образ "рисовой девушки" Сильваны Мангано на рубеже 40-50-х годов стал символом послевоенной Италии. Де Сантис – самым знаменитым итальянским режиссером в мире.
Будучи одним из основоположников неореализма, Де Сантис закрыл его хронологические рамки и обозначил новые пути развития европейского кинематографа, сняв свою лучшую картину "Рим, 11 часов".
С середины 60-х карьера режиссера оборвалась. Жан-Люк Годар писал: "Де Сантис открыл для нас новые возможности киноязыка, но сам замолчал. Как Прометей, он дал нам огонь, и свет этого огня озарил нашу дорогу".
Джузеппе Де Сантис 1917 – 1997

Из постановления ЦК ВКП(б) от 4 сентября 1946: "Режиссер Сергей Эйзенштейн во 2-й серии фильма "Иван Грозный" обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов... а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, - слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета".
Приняв заказ на апологию тирана, Эйзенштейн снял нечто прямо противоположное. Он показал неизбежное разрушение самодержавной власти, какими бы замечательными лозунгами она себя ни оправдывала.
В 1937-м году он нарисовал человека с железной удавкой на шее. "Конец жизни Эйзенштейна, его решение ставить "Грозного", – писал Наум Клейман, – это трагедийное обретение свободы в условиях "гарроты".
В 1946-м режиссер отметил в дневнике: "Я решил загнать себя насмерть работой".
11 февраля 1948 года в возрасте 50 лет Сергей Эйзенштейн скончался от сердечного приступа.
Сергей Эйзенштейн 1898 – 1948