25.01.2017 | 10:21

В столице завершился XVII Рождественский фестиваль духовной музыки

В столице завершился XVII Московский Рождественский фестиваль духовной музыки. Из года в год художественный руководитель смотра Владимир Спиваков вместе с известными симфоническими и хоровыми коллективами представляет выдающиеся произведения разных эпох, национальных школ и церковных традиций. На заключительном концерте фестиваля в Доме Музыки побывала Маргарита Масленникова.

Позади - 7 концертов фестиваля. На протяжении двух недель в Доме музыки звучали сочинения Чеснокова, Голованова, Рахманинова, Свиридова, Кюи, Гайдна, Баха. Для закрытия смотра маэстро Спиваков выбрал Чайковского и Сен-Санса - композиторов, которые были лично знакомы и восхищались творчеством друг друга.

Чайковский говорил о Сен-Сансе как о редком представителе «идеи прогресса в музыке», а французский композитор считал своего коллегу «самым кротким и самым приветливым из людей». Программа заявленного концерта была не так проста для восприятия. Пятая симфония Чайковского – сочинение трагическое, созданное композитором в момент глубоких раздумий о главных вопросах бытия.

 «Я впервые услышал симфонию Чайковского в Ленинграде, в Ленинградской филармонии, когда мне было 12 лет, и дирижировал Мравинский, а записал я ее, когда мне исполнилось 70 лет, понимаете! Можно сказать, «люди, годы, жизнь», цитируя Эренбурга. То есть с этим сочинением я живу все время, я туда вложил очень много всего», - признается народный артист СССР Владимир Спиваков. 

Другое сочинение, прозвучавшее на концерте, «Реквием» Сен-Санса. «Музыка, которая заставляет и зрителя и солистов задуматься о своей жизни», - говорит сопрано Анна Аглатова. Кстати реквиемы и мессы – любимый жанр оперной певицы. 

«Его хочется спеть как можно красивее, и пробивает на слезу. Как-то эмоционально всегда очень сложно, - говорит солистка Большого театра Анна Аглатова. - Любое духовное произведение требует того, чтобы мы понимали, в первую очередь, о чем поем. Когда начинаешь понимать, конечно, слезы мешают».

Среди партнеров у Аглатовой в этот вечер – бас Олег Цыбулько. Вместе они не раз выходили на сцену Большого театра. 

«По сравнению с оперой, так как мы чаще исполняем оперу, для реквиема нужно свое видение. Это поется больше для себя», - объясняет оперный певец Олег Цыбулько.

Закрытие фестиваля – не только повод послушать духовную музыку в исполнении выдающихся музыкантов, но и уловить уходящий дух праздника Рождества. Пока зрители фотографируются в фойе на фоне елки, которую вот-вот уберут, маэстро Владимир Спиваков у себя в кабинете уже работает над программой следующего – восьмого по счету фестиваля. 

Новости культуры 

Читайте также:

На "Худсовете". Солистка Большого театра России Анна Аглатова