16.01.2017 | 11:48

Об истории татарского театра рассказывает выставка в Бахрушинском музее

С гастролями в Москву приехал Татарский государственный академический театр имени Камала. Он привёз семь спектаклей. Первую в череде постановок – «Ходжа Насреддин» – накануне уже увидела столичная публика. А вот чтобы ознакомится не только с работами, но и с историей труппы, можно посетить Бахрушинский музей. В Каретном сарае открылась выставка «История татарского театра в афишах и плакатах». Наряду с ними в экспозиции представлены макеты спектаклей и костюмы. Проект приурочен к 110-летию театра.

История татарского театра началась 22 декабря 1906 года. Именно в этот день представители прогрессивной молодежи Казани сыграли первые публичные спектакли на татарском языке – «Жалкое дитя» и «Беда из-за любви». Афиша к постановкам написана арабской вязью. На ней – подробный отчет о том, что ждет зрителей в антракте. Стоимость билета – три рубля, недешево. Для сравнения: цена лошади в то время – девять рублей.

«Самые первые афиши оформлял драматург Галиаскар Камал со своим сыном. Собственноручно по 30-40 афиш, знал все тонкости арабского письма», – отмечает куратор выставки, искусствовед Рауза Султанова.

Афиши оформлялись с учетом вкусов, потребностей и особенностей публики. Например, организаторы точно знали – женщина-мусульманка не пойдет на спектакль, где в зрительном зале рядом с ней будут сидеть мужчины. Поэтому в афишах было специальное упоминание о том, что для женщин предусмотрен бельэтаж с вуальными шторами. Со временем, желая привлечь большее количество зрителей, плакаты к спектаклям стали оформлять в ярком, цирковом стиле.

«Спектакли шли по восемь часов. Иногда до трех ночи. И об этом тоже предупреждали. После спектакля – танцы, концерты. Во время антракта – национальная музыка», – рассказывает Рауза Султанова.

В 20-х годах воцарилась эстетика конструктивизма. Афиши – броские, с экспериментальными шрифтами, на эмблеме театра – трактор и линии электропередач. Появляется коллаж с фотографиями всей труппы и руководства театра. В конце 30-х стилистическое многообразие уступает место штампу. Новые эксперименты появляются лишь в 60-е – это расцвет рисованной афиши в Казани. Ну а плакаты 90-х – это язык подтекстов и скрытых смыслов.

«Вот эти афиши – "Плаха", "Ахыр заман" – мы делали на сломе эпохи, перестройки. Афиши жесткие. И спектакли прозвучали очень вовремя, жестко», – подчеркнул главный художник Татарского академического театра имени Г. Камала Сергей Скоморохов.

Сейчас у Татарского театра имени Галиаскара Камала началась новая история. Сменился репертуар, обновились афиши. Они в современном, рекламном стиле, но неизменно с национальным колоритом.  

Новости культуры