14.01.2017 | 17:44

Немецкий долгострой "Филармония на Эльбе" открылся в Гамбурге

В Германии, в Гамбурге на этой неделе наконец-то открылась "Филармония на Эльбе". Открытие прошло прямо-таки с византийским размахом, немцам вроде бы, не свойственным. Впрочем, в истории этой стройки многое противоречит нашим представлениям о пресловутом орднунге, порядке, и при этом напоминает о чем-то, до боли знакомом.

Сначала срок строительства объекта был вполне скромным – три года. И смета тоже никого не пугала – 77 миллионов евро. Но потом что-то пошло не так. С подрядчиками, с финансированием, с чертежами. В итоге стройка растянулась до десяти лет, и бюджет вырос в десять с лишним раз. Сроки и суммы росли, наверное, пропорционально амбициям. Объект получился эффектный. Алексей Черепанов расскажет подробно.

Этого момента Гамбург, да и вся Германия ждали без малого десять лет. 11 января случилось. Кульминация вышла эффектнее недавней новогодней ночи. Отныне портовый район города – легенда. И сюда, к берегам Эльбы, поедут со всех концов света. Чтобы побывать в одном из лучших концертных залов в мире. Билеты на сезон раскуплены. Пара концертов – и все забудут, как ругали скандальный долгострой.

Послушать Симфонический оркестр Эльбской филармонии под управлением Томаса Хенгельброка прибыл весь немецкий бомонд вместе с руководством страны, включая президента Германии Йоахима Гаука и канцлера Ангелу Меркель. Звучала музыка Бриттена, Бетховена, состоялась и премьера композиции Вольфганга Рима, которую директор Института современной музыки в Карлсруэ написал специально для этого вечера.

"В этом большом зале особая атмосфера. Ты чувствуешь близость зрителей, публика рядом. Здесь смотреть и слушать удобно с любого места. Отличное качество звука везде, на дешевых местах тоже. И это очень важно", – говорит дирижер Томас Хенгельброк.

"Форма зала и материалы – здесь все работает на акустику. И поэтому звук уникальный", – отмечает инженер-акустик Ясухиса Тоёта.

То, что сотворили архитекторы из знаменитого бюро Херцог и де Мерон, совсем не похоже на классическое концертное помещение – больше напоминает арену. За основу обладатели Притцкеровской премии взяли старый кирпичный склад кофе и какао. Прием не новый. Ту же Tate Modern, за которую бюро и получило главный архитектурный приз, создали в здании ТЭЦ. Над бывшим складом выросла гигантская стеклянная конструкция. Крыша – как волны, в стенах отражаются небо, река и город.

"Здание наполняется жизнью. Она сейчас приходит сюда, и это не только про музыку, это и про город, который видишь отсюда, про новое восприятие города", – комментирует архитектор Пьер де Мёрон.

1745 свай и 428 стальных конструкций. 2200 панелей, в каждой – по четыре стекла, покрытых защитной пленкой. И это не только филармония, в которой большой зал на 2100 мест и камерный – на 550. Здесь есть звукозаписывающая студия, четыре десятка квартир – минимум по 12 миллионов евро, – подземный гараж, отель, рестораны, конференц-центр и смотровая площадка. Отсюда открывается прекрасный вид на город, который теперь претендует ни много ни мало на звание музыкальной столицы Европы.

Новости культуры

Читайте также:
В Гамбурге торжественно открыли Эльбскую филармонию