14.01.2017 | 17:57

Исполняется 100 лет со дня рождения Евгения Лебедева

Актера Евгения Лебедева и при жизни его, и теперь иногда называют актером Достоевского. Говорят об изощренном психологизме его ролей, о глубинном знании страдания маленького человека. Возможно, дело в его трагическом жизненном опыте и злой насмешке судьбы. Пострадавший от репрессий и сыгравший Сталина, Евгений Алексеевич немало боли перенес из жизни обычной в жизнь сценическую и экранную. Олег Басилашвили говорит о нем: "Можно сказать, трагедия жизни сотворила его как актера, наложила отпечаток на все его творчество". А вместе с тем Евгений Лебедев оставался деликатным и преданным человеком.

Насколько выразителен такой эпизод в его жизни: актер очень хотел сыграть короля Лира много и долго работал над образом, и при этом дважды отказывался от приглашений, надеялся сыграть эту роль у Георгия Товстоногова. Да так и не сыграл вовсе. Столетие со дня рождения Евгения Лебедева отмечается сегодня. Репортаж Ирины Разумовской.

Когда говорят БДТ – подразумевают Товстоногова и целое созвездие великих артистов. Среди них был и Евгений Лебедев. Он играл ключевые роли. 

Знаменитая "История лошади" Товтоногова – спектакль, который приезжали смотреть со всей России. Кажется, Лебедев был создан для роли пегого старого коня, с трясущейся от лошадиных несчастий мордой.

"Мы были в Германии – канцлер сидел в первом ряду и рыдал! Канцлер! Потом за кулисы пришел артист какой-то и упал на колени, рыдал. Так было после "Истории лошади", – рассказывает народный артист России Георгий Штиль.

Олег Басилашвили вспоминает, как Евгений Лебедев долго и мучительно искал путь к каждой роли. Как придумывал яркие приемы, чтобы передать суть персонажа. Запомнился Бессменов в "Мещанах".

"Эта роль была довольно однопланово прописана Горьким. А он сыграл совсем иначе. Как могло прийти в голову подобное приспособление: он открывал окно и кричал: "Полиция! Полиция!". Но прежде чем крикнуть, он подходил, снимал цветы, ставил табуреточку, стелил газетку и только потом кричал: "Полиция!", – добавляет Олег Басилашвили.

Сын расстрелянного священника, Евгений Лебедев обладал огромной внутренней энергией. Этот русский актер мог сыграть так, что щемило сердце.

А мог – заставить зрителя плакать от смеха. Товстоногов говорил: в Лебедеве есть важнейшее для артиста "клоунское начало", в высоком, высшем смысле.

В кино было тоже много ролей. Светлана Дружинина пригласила Лебедева на главную роль профессора Бауэра в свой дебют "Исполнение желаний". Не сразу. Роль была уже за Пляттом, но тот сломал ногу. Замену подсказал Смоктуновский: "Есть один гениальный актер! Правда, мы совсем с ним не похожи! Хотя должны играть отца и сына, но в этом есть определенный парадокс". Я подумала: "Боже мой! Как потрясающе". Один из них – Лебедев, который должен играть потрясающего человека своей страны, земли, народы. И его сын, который ворует рукописи и убегает из этой же самой страны", – делится режиссер, народная артистка России Светлана Дружинина.

Он всегда сам придумывал себе сложный грим и сам гримировался. Коллеги говорили: начинает "лепить" роль. Никого не удивляло, что вне театра Лебедев увлекался лепкой, скульптурой и много писал. Его книгу "Мой Бессменов", где актер изложил внутренний монолог роли, профессионалы называют единственной, не имеющей аналогов в мире. Как и сам Евгений Лебедев.

Завтра в 15:00 на канале "Культура" – программа "Неистовый лицедей", посвященная Евгению Лебедеву. А по ее окончании – художественный фильм Светланы Дружининой "Исполнение желаний" 1973 года, по одноименному роману Вениамина Каверина. В фильме одну из главных ролей – профессора Бауэра – играет Евгений Лебедев.  

Новости культуры