09.01.2017 | 15:17

Музей имени Рублёва представил неизвестные шедевры средневековой иконописи

В Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва проходит выставка икон из собрания московского коллекционера Константина Воронина. Выпускник исторического факультета МГУ, профессиональный археолог и реставратор, иконы он собирает более четверти века, а с музеем сотрудничает с 2004-го года, но итог своих трудов представляет публике впервые. Прежде уникальные вещи, которые представлены в экспозиции, можно было увидеть только на фотографиях в специализированных изданиях. Сообщает Антон Николаев.

У коллекционеров чувство собственности, желание обладать всегда борется с желанием похвастаться, показать другим. Чего больше - порой не разберешь. Константин Воронин собирает иконы с конца 80-х, когда в составе археологических экспедиций оказался на Русском Севере. Собрать коллекцию тогда было нетрудно. Бабушки в деревнях, вспоминает, отдавали семейные реликвии – древние намоленные иконы часто даром. Лишь бы попали в хорошие руки.

«Я же родом из Советского Союза. Для меня вера - это, прежде всего, мораль, некие принципы, которые ведут меня по жизни. Я этим принципам как-то следую. Икона как бы комментирует эти принципы. Икона для меня является, прежде всего, элементом культурного наследия, которое мне очень нравится, которое связано с Россией», - говорит коллекционер Константин Воронин.

В коллекции Воронина есть редкие и мало кем собираемые в России иконы с острова Крит, куда после падения Византии эмигрировали ведущие иконописцы. Есть образа с Афона. Но основа собрания – иконы древней Руси. Всего около 300. Специалисты их видят и могут оценить впервые. Ведь большую часть времени они скрыты от посторонних глаз.

«Если раньше коллекционеры собирали те иконы, которые им нравились, исходя из своих субъективных эстетических воззрений, то сейчас коллекционеры новой формации опираются на знания, у них более системный подход», - отмечает куратор выставки Наталья Комашко.

«Я приветствую всякое коллекционирование. С одним условием: нужно с уважением относиться к религиозному содержанию тех предметов, которые этот коллекционер приобретает», - говорит настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр Салтыков.

Константин Воронин не похож на других коллекционеров. Он изучил основы реставрации, разработал способ датировки икон по возрасту доски. А, главное, верит, что стал коллекционером совсем не случайно.

«Когда мне было 6 лет, это был 1972-й год, я на даче в сарае у бабушки забрался на чердак, я там нашел черную доску, она была вся в пыли. Я сделал движение рукой – там блеснуло крыло ангела», - вспоминает Константин Воронин.
 

Новости культуры