03.01.2017 | 10:10

"Метель" Свиридова прозвучала в лютеранском соборе столицы

В столице продолжается Рождественский фестиваль духовной музыки "Адвент". В Кафедральном соборе Петра и Павла звучат сочинения Баха, Вивальди, Пьяцоллы, Моцарта, Альбинони. На одном из концертов Камерный ансамбль солистов "Эрмитаж" под руководством Александра Гиндина представил музыкально-литературную композицию по повести Пушкина "Метель" на музыку Свиридова. Подробнее - Валерия Кудрявцева,

В зимние праздничные дни встречаться с героями "Метели", кажется, особенно органично. Погода за окном – живая декорация и к повести Пушкина, и к музыке Свиридова, услышать которую здесь – в лютеранском соборе, где исторически в фаворе музыка западно-европейских композиторов, – большая редкость и, конечно, смелый эксперимент со стороны организаторов концерта. Исполнители же – Московский ансамбль солистов "Эрмитаж" - такому необычному сочетанию рады.

"Сегодня мы играем русскую классику – Георгия Свиридова – в прекрасном протестантском храме Москвы. Это очень необычное сочетание само по себе. Обычно в Новый год принято расслабиться, но для нас самое большое счастье, самое большое наслаждение – это выступать, даже второго числа". - рассказывает альтист Андрей Бурков. 

"Вообще, Свиридов, думаю, здесь звучит впервые… И еще более необычно, что сегодня это прозвучит в исполнении камерного ансамбля. И это такая специальная эксклюзивная версия для солистов ансамбля "Эрмитаж". Я не припомню коллектив, который еще играет именно в таком формате, в таком сочетании инструментов. То есть это струнный коллектив, струнный ансамбль - флейта, гобой и фортепиано", - отмечает дирижер Илья Норштейн. 

Пушкин написал повесть Метель осенью 1830го – по легенде, всего за один день. Имел в виду ее как курьезный случай, не более. Невеста отравляется на тайное венчание с возлюбленным, но попадает в метель и в итоге венчается с другим. Когда же в 1960-х режиссер Владимир Басов приступил к работе над фильмом по пушкинской повести, музыку заказал Георгию Свиридову. Композитор, в отличие от поэта, воспринял историю как драму. В то время была большая нужда в душевной, проникновенной музыке. Такой мы и знаем Метель Свиридова.

Читать текст Пушкина должен был артист Театра имени Маяковского Михаил Филиппов, но не смог по болезни. В последний момент на роль чтеца пригласили молодого москвоведа Павла Гнилорыбова. Для него это стало своеобразным новогодним сюрпризом и подарком.

"Это мой первый опыт выступления перед такой публикой. Но я читаю довольно много лекций, провожу мастер-классы, экскурсии, прогулки. Но, конечно, там публика гораздо камернее – по 30, 40, 100, 200 человек. Но сегодня попробую на другой стезе себя. Надеюсь, это не будет провалом", - говорит историк, москвовед Павел Гнилорыбов. 

"Метель" принесла Свиридову невероятную популярность, стала поистине народной музыкой. Всю жизнь композитор получал мешки писем от благодарных слушателей со всей страны. Он относился к этому двояко – гордился и ревновал другие свои произведения к славе "Метели". Однако время ничего здесь не изменило – "Метель" по-прежнему любима публикой.

Новости культуры