30.12.2016 | 10:42

2016 год оказался богатым на научные открытия

Уходящий год для мировой науки оказался богатым на громкие события. Звезда, которая в миллиарды раз ярче Солнца. Новый способ диагностики рака с помощью яда кобры и квантовых точек. Тараканы-киборги, которые могут искать людей в зонах стихийных бедствий. Нестареющие грызуны, способные указать человеку дорогу к бессмертию. И это только малая часть открытий, совершённых за 366 дней високосного года. Рассказывает Алия Шарифуллина.

Практически в самом начале года произошло событие, всколыхнувшее весь научный мир. Его сразу окрестили открытием века. "Мы обнаружили гравитационные волны. Мы это сделали!" - сказал тогда Дэвид Рейтц, директор лаборатории LIGO (Лазерно-интерферометрической гравитационно-волновой обсерватории).

Этого момента ученые ждали ровно сто лет. Волновую природу гравитации предсказывал еще Эйнштейн. Однако великий физик считал, что у человечества никогда не будет инструментов, чтобы сделать такое открытие. В этом он ошибся. Тридцать лет группа физиков из пятнадцати стран, в том числе из России, охотилась на волны, которые способны открыть тайну возникновения Вселенной.

"Это рождение революционной астрономии. Как говорится, мальчик родился. Еще один канал. У нас есть оптическая астрономия, инфракрасная, ультрафиолетовая, рентгеновская. Теперь еще и гравитационная. То есть мы смотрим во Вселенную и получаем информацию", - отметил Сергей Вятчанин, заведующий кафедры физики колебаний отделения радиофизики физического факультета МГУ имени Ломоносова, доктор физико-математических наук, профессор, член группы LIGO.

Российские и японские исследователи научились управлять и даже тормозить скорость света. Над такой методикой контроля работали пятнадцать лет. "Замедление" света поможет при создании трёхмерных дисплеев и суперкомпьютеров.

"Например, для создания голографической памяти. Сейчас наши японские коллеги очень активно этим занимаются и делают трехмерную запись, память, которая очень емкая и очень-очень быстрая", - рассказала Татьяна Долгова, руководитель проекта, старший научный сотрудник Лаборатории нанооптики метаматериалов физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

В таблице Менделеева появилось четыре новых элемента. Нихоний, что переводится как "Страна восходящего солнца". Тенессин, названный в честь штата США. Московий - в честь Московской области, где находится Институт ядерных исследований. И элемент "оганессон" - по фамилии профессора Юрия Оганесяна. Он стал первым российским ученым, именем которого при жизни назван элемент таблицы Менделеева.

Израильские химики создали синтетическое золото, имеющее идеальную кристаллическую структуру и необыкновенные свойства. Даже маленькая крупица такого золота сможет доставлять в пораженные участки организма молекулярные нано-лекарства. А на острове Пасхи ученые обнаружили бактерии омоложения, которые можно также применять в лечении депрессии и для восстановления тканей.

Свое слово в науке сказали и роботы. Например, робомальчик iCub помог психологам создать новые методики раннего обучения детей. Говорящий на четырех языках робот-гуманоид по имени Перец также будет помогать детям. Для этого он даже поступил в школу. В Музее на набережной Бранли в Париже появился робот-искусствовед Беренсон. Его основная задача - записывать реакцию посетителей музея на разные экспонаты, анализировать и давать свою оценку.

Ученые из Великобритании доказали существование Санта-Клауса и сделали это при помощи теории относительности. Исследователи утверждают, что теория Эйнштейна объясняет способность Санты не стареть и перемещаться на огромных скоростях, оставаясь незаметным. Волшебник путешествует со скоростью около десяти миллионов километров в час, чтобы за одну ночь доставить все подарки, и может изменяться в размерах, чтобы пролезть в дымоход. Такой вот подарок нам всем к Новому году.