28.12.2016 | 14:21

К 60-летию Начо Дуато

8 января юбилей отмечает знаменитый танцовщик и хореограф Начо Дуато. 9 января в 22:15 на телеканале «Россия К» – документальный фильм «Русские сезоны». Автор и режиссер Ника Стрижак.

Испанец Начо Дуато – один из самых ярких хореографов нашего времени, ставит в Нью-Йорке, Гааге, Стокгольме, Москве и Санкт-Петербурге. Его балеты изысканны, точны, совершенны, всегда на грани классики и модерна, а жизнь – цепь решительных поступков. В течение 20 лет Дуато возглавлял Национальный театр балета в Мадриде и был невероятно популярен в Испании. В 2011 году стал художественным руководителем балета Михайловского театра в Санкт-Петербурге и занимал это пост до 2014-го. Впервые иностранный мастер такого уровня приехал в Россию не на время, не на постановку, а на годы.

Документальный фильм «Русские сезоны» (9 января, 22:15) – это повествование Начо Дуато о своей жизни и балете. Своими впечатлениями о хореографе делятся дирижер Педро Алькальде, Хосе и Курра Дуато (брат и сестра хореографа), ассистент Дуато Гентиан Дода, генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман, заведующий балетной труппой Андрей Кулигин, солист театра Леонид Сарафанов. Использованы фрагменты балетов Начо Дуато, записи съемок репетиций, материалы из личного архива хореографа и архива Михайловского театра.

«В детстве больше всего я хотел танцевать, – вспоминает Дуато. – Но в Испании это было невозможно. Жить при диктатуре Франко было то же самое, что жить в средние века. В то время даже танца как такового не существовало. Да и дома никто не хотел, чтобы я профессионально занимался танцами. Отец ненавидел саму мысль о том, что в его семье будет танцор. Но теперь он видит, что я счастлив. И дело не в успехе, просто он увидел, что мне приносит радость то, что я делаю. Очень важно любить то, что ты делаешь».

Дуато учился у Мориса Бежара в Брюсселе и у Элвина Эйли в Нью-Йорке. Работал с Биргит Кульберг, Уильямом Форсайтом, танцевал у крупнейшего шведского хореографа Матса Эка. Но стать хореографом его вдохновил сам великий Иржи Килиан: «Мне очень повезло. Когда я начал танцевать, это был золотой век современного танца. Я работал с лучшими хореографами современности. Сегодня это самые яркие имена в мире балета. Но главным человеком для меня стал Иржи Килиан. Он был моим художественным наставником, моим вдохновением. Он заставил меня развиваться как художника и как личность. И я всегда буду ему благодарен за то, что он сделал из меня хореографа».

Автору и режиссеру фильма Нике Стрижак удалось снять звезду современной хореографии и за кулисами, и на сцене, и на репетициях. Дуато говорит об отношениях между странами и о культурном взаимопроникновении, о балансе между классическим наследием и современной хореографией, о русской культуре. Из ярких воспоминаний, точных наблюдений, необычных впечатлений складывается образ человека с удивительной творческой фантазией – человека, всецело погруженного в созданный им мир грез. «Находясь в России, - говорит Дуато, - я много читаю Цветаеву, Ахматову, Пастернака, Мандельштама. И пусть я не все понимаю, но мне очень нравятся их произведения. Да, без перевода я не могу оценить до конца всю их глубину, но чувствую мелодичность этих стихов. Я не могу понять, как можно создать такие великолепные стихи, но я знаю, как нужно создавать танцы. Мой язык – это язык танца».

Пресс-служба телеканала "Россия К"