24.12.2016 | 10:27

"Иванов" - премьера в Театре Наций

В Театре Наций премьера - чеховский "Иванов" в трактовке режиссера Тимофея Кулябина. Дебютная пьеса Антона Чехова, которая в свое время стала потрясением для московской публики, в XXI веке вновь востребована самыми известными режиссёрами. Она написана драматургом по заказу антрепренера Федора Корша. 19 ноября 1887 года её премьера прошла в том самом историческом здании, где сегодня располагается Театр Наций. Подробности - у Елены Ворошиловой.

Евгений Миронов, художественный руководитель Театра Наций, отмечая десятилетие своего руководства, обратился к "Иванову", видя в пьесе Чехова не только актуальность и созвучие сегодняшнему дню, но и глубоко личную историю.

"Когда Иванов говорит про проекты, которые у него не осуществились, или которые он пытался и которые теперь бессмыслены, кажется ему. Я что-то такое тоже думаю про себя, надо ли... Сомнения - прекрасная вещь для художника", - говорит худрук Театра Наций, народный артист России Евгений Миронов. 

Действие пьесы режиссер Тимофей Кулябин перенес в наши дни. У зрителя возникает ощущение, что все происходит со знакомыми людьми. Никаких специально сшитых костюмов, на актерах - одежда из близлежащих магазинов. Интерьеры, которые можно увидеть в любом доме. Актеры даже придумали реальную историю о том, где живет, чем занимается, с кем общается главный герой.

"Чехов не скрывал, что что пишет про человека заурядного, которого можно встретить на улице, а потому фамилия Иванов, как Петров, Сидоров. Пафос Чехова заключался в том, что он хотел вывести в центр героя заурядного", - подчеркивает режиссер-постановщик Тимофей Кулябин. 

Евгений Миронов считает, что Чехов, многое вложил от себя в Иванова, сделав его человеком совести, мучающимся вопросами, которые большинство людей себе не задают.

Поездка в Мелихово, в усадьбу писателя, помогла понять его мысли и чувства, мотивы самоубийства Иванова в финале.

"Обострило, потому что это не где-то когда-то, а сейчас про нас и  ситуации все очень и очень узнаваемые", - говорит Евгений Миронов. 

В спектакле только шестьдесят предметов исходящего реквизита: цветы, еда, напитки придают реальность жизни и ощущение надвигающейся катастрофы. Чулпан Хаматова проживает историю смертельно больной героини. Ее Сару убьет рак, и эта смерть останется на совести главного героя.

"Стоит вопрос: возможно ли в сегодняшнем мире сохранить такое качество как совесть. Можно с этим выжить или нельзя?" - говорит народная артистка России Чулпан Хаматова. 

Елизавета Боярская впервые играет в Театре Наций. Прочитав пьесу, была не в восторге от своей героини. Слишком поверхностной и легкомысленной показалась ей Шурочка.

"Она - часть другой жизни, она тоже считает, что надо жить нормально, как все. Она тоже как все, и у нее тоже все нормально, а у него нет", - отмечает актриса Елизавета Боярская. 

Пьесу, которая шла пять часов, сократили до трех. Добавили узнаваемые приметы времени: по радио вещает Басков, герои шутят строчками шансона, говорят об обыденном, а в этот самый момент рушится их жизнь. Собственно, в этом весь Чехов.

Новости культуры