22.12.2016 | 19:45

Двести картин Айвазовского и части настоящих кораблей представлены в Русском музее

На Северную столицу надвигается "Девятый вал". Судя по тому, какой ажиотаж вызвала выставка Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее - в день ее посещали до пяти с половиной тысяч человек, Петербург ожидает не меньший наплыв любителей творчества знаменитого мариниста. Тем более, что на экспозиции в корпусе Бенуа Русского музея представлены и картины, ранее не известные широкой публике. Рассказывает Людмила Бурим.

Соленый ветер, холодные брызги в лицо и запах гари от батальных сражений: почувствовать себя на море теперь можно и в стенах Русского музея. Эффект присутствия создают не только 200 полотен Ивана Айвазовского, но и части настоящих кораблей. Например, колокол.

Современники называли его последователем романтизма. Но ХХ век показал, что Айвазовский может посоревноваться в реалистичности своих произведений не только с художниками, но и фотографами. Правда, кураторы выставки в Русском музее просят не вешать какие-либо ярлыки на творчество художника.

Здесь, безусловно, есть самые известные полотна художника: "Девятый вал", "Волна", "Вид Одессы в лунную ночь". Они из коллекции самого Русского музея. Но специально для экспозиции сюда привезли картины из частных собраний. Есть и настоящая находка. Два полотна о морских сражениях 1790 года - под Ревелем и Выборгом - вплоть до недавнего времени украшали кабинеты администрации Адмиралтейства и вообще никогда не демонстрировались широкой публике. Впрочем, сотрудники музея настаивают на том, что изучения достойны не только масштабные работы, но и те, мимо которых зрители обычно проходят.

"В его творчестве есть такие яркие, очень выразительные, динамичные произведения, а есть абсолютно спокойные, тонкие, с великолепно написанными воздухом, водой, туманом. Он очень разный, и нужно уметь смотреть его и так тоже", - комментирует заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.

Удивительно, но Айвазовский никогда не рисовал с натуры. Художник говорил, что запечатлеть молнию, порыв ветра или всплеск волны можно только по памяти. Возможно, поэтому его еще при жизни часто упрекали в однообразии и самоповторении. Но в случае с Айвазовским судьей выступило само время.

"После ухода его из жизни осталось около шести тысяч полотен Айвазовского. Сегодня, если посчитать по аукционам, по коллекциям, то их, наверное, больше шестидесяти тысяч. Это связано именно с тем, что он интересен, выигрышен, очень нравится людям. В этом нет ничего страшного", - считает директор Русского музея Владимир Гусев.

На выставке в Петербурге отказались от хронологического построения экспозиции. Зато по залам Русского музея путешествовать можно в прямом смысле слова. От батальных картин здесь переходят к мирным пейзажам. Константинополь, Одесса, Евпатория, Венеция, Таллин, Петербург - целый круиз по морским столицам. А из родного города самого Айвазовского на выставку привезли его личные вещи.

"Феодосийская картинная галерея сочла возможным предоставить нам мемориальные вещи Айвазовского. Это его мольберт, палитра, кисти", - говорит сотрудник Государственного русского музея Григорий Голдовский.

Как и на всех временных выставках, картины Ивана Айвазовского запрещено снимать даже на любительскую камеру. Исключение сделали только перед самым открытием для представителей СМИ. Редкий журналист не сделал селфи на фоне известных полотен. Надо признать, многие вообще оставались в залах дольше, чем того требовали профессиональные интересы. Ведь на море действительно смотреть можно вечно.

Новости культуры

Читайте также:

Экспозиция к 200-летию со дня рождения Айвазовского открывается в Русском музее