20.12.2016 | 19:57

Во дворцово-парковом ансамбле Ораниенбаум реставрируют Китайский дворец

Причудливый и вычурный, игривый и утонченный – современники называли стиль рококо королевским. Появился он во Франции в начале XVIII века, а вот в России, несмотря на тягу ко всему французскому, представлен не так широко. Тем более ценно сохранить памятники, которые могут многое рассказать о том времени. Во дворцово-парковом ансамбле Ораниенбаум реставрируют Китайский дворец. Его возвели для Екатерины Второй по проекту архитектора Ринальди. За два с половиной столетия дворец многое пережил. Реставрации здесь не было уже более полувека, и вот теперь обновлённые залы постепенно открываются - практически в первозданном виде.

Большой китайский кабинет – как огромная резная шкатулка. Его антураж завораживает и восхищает, несмотря на то, что реставрация здесь только начинается. Со временем штукатурка, краска и мелкие элементы декора осыпались.

«Здесь требуется задача относительно лёгкая для грамотных реставраторов – укрепить все кусочки дерева, которые отслаиваются, укрепить живопись. Но если есть утраты и мы не знаем, какой здесь был рисунок, то тут уже сложнее – нужно проанализировать множество аналогов и выбрать единственное возможное решение», – пояснила начальник Отдела памятников декоративно-прикладного искусства КГИОП Администрации Санкт-Петербурга Слава Симкина.

Многочисленные залы Китайского дворца декорировали выдающиеся художники XVIII века. Сегодня перед реставраторами стоит сложная задача – вернуть интерьеру первозданный вид. Например, очистить от восьми слоёв краски рисунок деревянного панно из Штофной опочивальни.

«У нас, естественно, увеличительное стекло, потому что под ним каждый кусочек краски, который снимается, кажется огромным. Нужно делать очень кропотливо, тонко и медленно, чтобы не снять лишнего. Эта вещь уникальная, и не везде сохранность хорошая», – рассказала художник-реставратор Инна Казадаева.

Обнаружили рисунки случайно во время последней реставрации. С начала XIX века эти узоры не видел никто. Скоро они дополнят композицию тканых панно. Сейчас мастера собирают их практически по лоскутку.
Но ещё сложнее – восстановить паркет, по которому ходила сама Екатерина Великая.

«Перекладывали эти паркеты более восьми раз. То есть он родной исторический, но его поднимали, делали подполье, опять опускали, ремонтировали, но, видимо, благодаря этому он и дожил до нас», – отметила главный хранитель Китайского дворца дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» Татьяна Сясина.

Семь залов уже отреставрировали. Воссозданы Голубая и Розовая гостиные, Большая антикамера, Большой зал, Зал муз. Дольше всего трудились мастера над Стеклярусным кабинетом. Панно, изготовленное из стеклянных трубочек и украшенное вышивкой, не трогали до этого никогда. Но в результате все элементы удалось прочистить и установить на своё место.

Насколько сложно сохранить исторический интерьер, можно понять из истории Зала муз Китайского дворца. Весной 2008 года здесь музы буквально плакали зелёными слезами. А всё потому что из промёрзших стен во время оттепели стал выделяться медный купорос. Сейчас температурный режим здесь поддерживается.

До начала сезона 2018 года нужно подготовить три зала. Ну а воссозданные помещения посетители снова смогут увидеть лишь весной, так как в зимнее время музей не работает. 

Новости культуры