20.12.2016 | 11:03

Специалисты Петербургского университета представили в Москве результаты работы по проекту "Нередица"

Специалисты Петербургского Государственного университета представили в Москве результаты многолетней работы по проекту «Нередица». Речь идёт о восстановлении уникальных фресок церкви Преображения Господня на Нередице в Великом Новгороде. Реставрацию совместно с Новгородским музеем-заповедником ведут - Русский музей и Петербуржский институт живописи, архитектуры и скульптуры имении Репина. Подробности – в репортаже Ольги Ениной.

Вблизи Новгорода на Нерединском холме в 1198 году был построен храм. Инициатором строительства был князь Ярослав Владимирович. Всю поверхность стен храма украшали фресковые росписи. Их называли одним из наиболее значимых живописных ансамблей страны. Молились в храме многие века, но в 1941 году он был практически разрушен.

Сохранились чертежи, которые и позволили восстановить церковь Спаса Преображения в конце пятидесятых. Другое дело фрески. После Великой Отечественной войны реставраторы Новгородского музея и местные жители собрали элементы штукатурки с росписью из завалов, и сейчас в реставрационных мастерских 325 тысяч таких фрагментов.

«Это один из самых уникальных, редких и сложных ансамблей и с точки зрения стилистики, и с точки зрения иконографической программы. Эта церковь есть в любой книге на любом языке. Если мы говорим о древнерусском искусстве – это абсолютно знаковый памятник», - отмечает руководитель проекта Татьяна Ласка. 

На данный момент с помощью документальных материалов восстановили примерно треть ансамбля.

«Это большая исследовательская работа, которая стала возможной благодаря сотрудничеству не только живописцев, историков, или искусствоведов, здесь и работа математиков, поскольку необходимо сложить эту мозаику из маленьких фрагментов», - объясняет пресс-секретарь Санкт-Петербургского государственного университета Алексей Заварзин. 

А ещё и работа химиков, физиков, которые изучают фактуру сохранившихся красок. Реконструкция идёт с 2008 года. Эта выставка – промежуточный этап – своего рода подведение итогов и возможность привлечь внимание к проблеме сохранения уникальных памятников древнерусского искусства.

Новости культуры