24.12.2016 | 10:11

"Багатели" Кандинского показывают в ГМИИ им. Пушкина

«Все мироздание можно рассматривать как замкнутую космическую композицию», – эти слова Василия Кандинского звучат как девиз его творчества. В Музее изобразительных искусств имени Пушкина в год 150-летия со дня рождения художника открывается уникальная выставка – «Багатели». На ней представлены необычные работы Кандинского, созданные в технике живописи на стекле. Репортаж Станислава Дорэ.

Выставка в Пушкинском музее фокусируется на московском периоде Василия Кандинского. С началом первой мировой войны он как гражданин России вынужден был покинуть Германию. Правда, путь на родину лежал через Швейцарию, где он успел начать работу над очередной книгой и расстаться с возлюбленной – художницей Габриэлой Мюнтер. Московский период был богат на события. Кандинский принимал активное участие в художественной жизни страны, преподавал, писал, занимался как абстрактным, так и фигуративным искусством. Для юбилейной выставки собрали уникальные и редко выставляемые работы из самых разных музейных и частных собраний.

«Зал, в котором находятся акварели 1915 – 1919 годов, поразителен по качеству. Работы Кандинского на бумаге я, например, люблю больше, чем в живописи, мне они кажутся абсолютным совершенством, и как часто бывает с большими художниками, работы на бумаге дают иногда больше возможностей для воплощения», – призналась директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

Особо интересен раздел, посвящённый живописи на стекле. Кандинский называл такие работы багателями, что в переводе с французского означает «безделушки», а еще так называют лёгкую в исполнении музыкальную пьесу. Технику создания живописных «стёкол» Кандинский изучил в Баварии, развивался в этом направлении и вернувшись в Москву, где им было создано 27 таких работ.

«Это такая инверсия, то есть на обратной стороне стекла обычно создавалась композиция, причем предварительно это было апробировано или в рисунке, или в акварели», – поясняет куратор выставки Наталия Автономова.

Кстати, Кандинский не только создавал живопись на стекле, но и коллекционировал. В его собрании было много и лубочных работ. Большое впечатление на него в свое время оказала этнографическая поездка в Вологодскую область, где его потрясли расписные избушки: позже художник написал, что будто вошёл в живопись. Всё это повлияло на создание уникального авторского стиля одного из основоположников абстрактного искусства.

Известная работа Василия Кандинского «Одному голосу» была написана в 1916 году под впечатлением от первого телефонного разговора с будущей супругой. Голос незнакомки художника очаровал. В 1917 году Нина Андреевская стала супругой Кандинского. Кстати, здесь на выставке представлены и её работы. Показываются впервые.

Художником Нина Николаевна не была, но живя рядом с гением, решилась попробовать себя в этом – копировала работы мужа и экспериментировала с техниками: например, использовала фольгу. Кстати, первое свидание будущих супругов состоялась здесь – в Пушкинском музее. Они встретились так, будто давно знали друг друга, и по словам исследователей, с момента свадьбы не расставались ни на день.  

Новости культуры

Читайте также:

Исполняется 150 лет со дня рождения Василия Кандинского