19.12.2016 | 12:02

К 10-летию Музея русской иконы там открыта новая выставка

Музей русской иконы - одно из крупнейших в мире собраний византийского и древнерусского искусства. В нём – несколько тысяч экспонатов. Шитьё, деревянная скульптура, литьё. Но центральная смысловая часть коллекции, конечно, иконы. Некоторые из них вошли в юбилейную экспозицию «Новые открытия русской иконописи», посвящённую 10-летию Музея. Репортаж Ольги Ениной.

Итог десяти лет - более 10 залов, почти пять тысяч экспонатов. Одно из главных направлений работы - возвращение в страну уникальных памятников.

Некоторые были вывезены за рубеж после революции, другие украдены, проданы на Запад. Находят их специалисты музея в антикварных магазинах, на аукционах, у коллекционеров. Недавнее приобретение – икона «Спас Вседержитель». Написана в начале XVI века. Последние 20 лет находилась в частном собрании.

«Икона была очень долгое время под чёрной олифой, поэтому так хорошо сохранилась. Совершенно было непонятно, что на ней изображено, и владелец - он же реставратор в прошлом, расчищал её несколько лет от олифы. Здесь нет никакой реставрации. В таком состоянии она дошла до сегодняшних дней», - рассказывает основатель Музея Русской иконы Михаил Абрамов.

Навершие от Царских врат пополнило собрание музея два года назад. Выходец из Аргентины, живущий в США, покупал иконы для своей русской жены, но после её смерти с коллекцией решил расстаться. Специалисты Музея русской иконы узнали в этом навершии то самое, что в тридцатом году числилось в парижской антикварной галерее. Из какого храма был вывезен этот памятник, эксперты ответить не могут. Предполагают, что создавался на ростовской земле в начале XVI века. О других Царских вратах известно больше – они из Благовещенской церкви села Данилова – так гласит надпись. Созданы в 1652-м. Возвращены в Ростовский кремль в 2013-м.

«В ростовском музее-заповеднике в 1994 году было украдено 300 экспонатов . Несколько лет назад МРИ приобрёл от частного лица 6 маленьких киотцев с изображением Благовещения и 4 евангелистов. Мы не знали ни о судьбе этих киотцев – они были вставлены в другую раму, узнать и представить себе, как они выглядели изначально, мы, конечно, не могли», - говорит куратор выставки, замдиректора Музея русской иконы по науке Ирина Шалина.

На фотографии начала XX века специалисты узнали эти киотцы. Они были вставлены во врата, которые уже давно были в коллекции Музея русской иконы. Для юбилейной выставки свои экспонаты предоставили и государственные музеи. В частности, Третьяковская галерея. 

На выставке - порядка 100 экспонатов от XV века до начала XX. Основная часть - произведения, представленные впервые или - после реставрации. 

 

Новости культуры