02.01.2017 | 15:04

Календарь. 2 января 2017 года

О, день без страсти и без дум,
Старинный и весенний.
Девического платья шум
О ветхие ступени…

Это стихотворение Марина Цветаева написала 2 января 1914 года.
Марина Цветаева 1914

2 января 1769 года состоялось первое заседание лондонской Королевской академии художеств.
Первым президентом Академии избран сэр Джошуа Рэйнолдс – английский живописец, по этому случаю возведённый в рыцарское достоинство. Сегодня его величественная статуя украшает вход в здание Академии.
Лондон 1769

«Истинным поэтом скорби» считал его Михаил Нестеров.
«Перов – это Гоголь и Островский, Достоевский и Тургенев русской живописи», – утверждал один из его биографов.
«Он явился прямым наследником и продолжателем Федотова, подняв выпавшую из рук мастера кисть, – писал Владимир Стасов. – Перов начал своими картинами проповедь нового искусства. Настроение его было глубоко серьезное. Он был полон негодования на то, что видел, его волновали до корней души целые толпы русских типов и личностей, везде стоявшие около него. Его потрясали сцены и события, мимо которых слишком многие проходят не замечая. У него и люди, и лица, и тела были живые копии с того, что в самом деле есть на свете».
Выдающийся портретист, автор исторических полотен, организатор Товарищества передвижников и лидер критического реализма в русской бытовой живописи Василий Перов родился в Тобольске в этот день, 2 января 1834 года.
Василий Перов 1834 – 1882

Он верил, что создатель фильма должен запечатлевать «реальные события, а не вымысел, расчётливо созданный с определенной целью».
Он мечтал создать международный киноязык и полагал, что совершенство камеры – «киноглаза» – безгранично.
2 января 1896 года родился Дзига Вертов. Великий режиссер, теоретик, авангардист и экспериментатор.
Невероятный монтаж, неслыханные ракурсы и визуальные метафоры Вертова открыли новый способ постижения бытия, который Виктор Шкловский определил как «мышление кадром».
Он говорил: «Вон – в чистое поле, в пространство с четырьмя измерениями, в поиски своего материала, своего метра и ритма. Киноаппарат – невидимка. Съемка – врасплох. Да здравствует жизнь, как она есть!»
Жан-Люк Годар писал: «Всё кино в долгу перед Вертовым за его революционный поиск. До Вертова документалисты снимали изображение, после Вертова они научились снимать идеи».
Дзига Вертов 1896 – 1954

«Балет меняется, как жизнь, не стоит на месте, – говорит он. – Но это не значит, что новое отменяет старое. Лично я пытаюсь по мере сил благоприятствовать классическому направлению в современном театре. Более совершенной системы пластического мышления, чем классический танец, я не знаю».
2 января отмечает свой 90-летний юбилей выдающийся хореограф, балетмейстер и педагог, народный артист СССР Юрий Григорович.
Время, когда он был балетмейстером Большого театра – более 30-ти лет! – сегодня называют «золотой эпохой Григоровича». Это время взлета и мирового признания русского балета, когда создавались такие легендарные постановки, как «Спартак», «Щелкунчик», «Иван Грозный», «Ромео и Джульетта», «Золотой век».
«В его хореографических образах живет настоящая поэзия», – отмечал Дмитрий Шостакович.
Юрий Григорович 1927