13.12.2016 | 10:43

Башмет и "Солисты Москвы" исполнили концерт на старинных инструментах

С инструментами Страдивари и Гварнери ансамбль «Солисты Москвы» продолжает свой юбилейный, 25-й сезон. Вечер получился неординарный – исполнилась мечта руководители коллектива Юрия Башмета о том, чтобы все его музыканты играли на скрипках, альтах, виолончелях, контрабасе работы старинных мастеров. Для этого шестнадцать инструментов покинули на время концерта хранилище Госколлекции. Репортаж Маргариты Масленниковой из Концертного зала имени Чайковского.

Когда 25 лет назад Юрий Башмет основал оркестр, в который входили только молодые музыканты, за плечами у него уже был опыт руководства камерным ансамблем. Правда, неудачный – просуществовав всего пару лет, тот распался. Создавать новый коллектив Башмет не хотел, но не смог отказать в просьбе жене Святослава Рихтера Нинt Дорлиак. В результате получилась сплоченная команда – за четверть века состав ансамбля почти не менялся.

«У нас собственное понимание звукоизвлечения, построения фразы, динамики, и это то, из-за чего я ни разу не согласился взять другой камерный оркестр. Здесь один не пришел – и это сразу сказывается на качестве звучания. А если не дай бог двое, то можно отменять концерт», – пояснил Юрий Башмет.

Каждый инструмент в руках этих музыкантов – легенда. Возраст – около трехсот лет, а то и больше. Цена – миллионы долларов. На них играли их создатели – великие мастера, и выдающиеся современные исполнители.

Обычно, чтобы привыкнуть к новому инструменту, нужен год. У «Солистов Москвы» была всего лишь пара репетиций. Музыканты ездили в Музей имени Глинки, где хранятся эти инструменты, которые выдавали им на несколько часов. На этом концерте звучали сразу девять скрипок Страдивари. Михаил Ашуров держит в руках инструмент 1736 года.

«Он требует к себе определенного отношения и подхода. Безусловно он сильно отличается от того инструмента, на котором играю. Но как вам сказать, таких инструментов, который я держу, можно в мире пересчитать на пальцах одной руки. Такого уровня, наверное, пять-шесть инструментов», – пояснил скрипач.


Контрабасист Максим Хлопьев играл в этот вечер на инструменте, сделанном итальянским мастером Гварнери, учеником Страдивари, в 1732 году.

«На нем не играют каждый день, и естественно, он как любой человек требует общения и когда с ним долго не общаются, разговорить его сложно. Он как одиночка, как отшельник, находится в заперти, и когда его выпускают, когда на нем поиграешь, он начинает отдавать звучание», – отметил музыкант.

Маэстро Башмет, в свою очередь, сыграл концерт Телемана на четырёх редких альтах поочередно. В программе были также Вивальди, Григ, Россини, Брамс. Причем инструменты звучали не только в ансамбле, но и соло. Маэстро рассказывал историю каждого из них. 

Новости культуры