10.12.2016 | 17:24

В "Гоголь-центре" представили премьерный спектакль "Ахматова. Поэма без героя"

В столичном "Гоголь-центре" продолжился крупный проект под названием "Звезда". Вслед за спектаклями о Борисе Пастернаке и Осипе Мандельштаме Кирилл Серебренников представляет "Ахматову. Поэму без героя". Своё главное произведение Анна Ахматова, как известно, начала писать, когда ей было уже за пятьдесят, а когда закончила - спустя два года - объявила: "Никаких третьих, седьмых и двадцать девятых смыслов поэма не содержит. Ни изменять её, ни объяснять я не буду". Но потом больше двух десятилетий исправляла и дописывала её.

Поэма продолжала жить и не отпускала автора. На сцене "Гоголь-центра" в моноспектакле – Алла Демидова, книгу которой "Ахматовские зеркала" можно прочесть или даже желательно прочесть до или после спектакля – впечатление будет наиболее полным. Рассказывает Станислав Дорэ. 

Перед началом спектакля в фойе "Гоголь-центра" - вводная лекция о жизни и судьбе великого поэта. Но по- настоящему погружаешься в мир Ахматовой, её мысли и переживания уже во время самого показа. Алла Демидова, прекрасно знающая и чувствующая творчество Ахматовой, на сцене не просто актриса, а медиум, который стирает границы между прошлым и настоящим, видимым и невидимым, миром живых и мёртвых.

Ахматовская "Поэма без героя" сложная и исповедальная. Произведение называют мистическим, но в "Гоголь-центре" шутят, что обошлось без полтергейстов, ведь Алла Сергеевна с Анной Андреевной сумела договориться. Правда, для самой Демидовой спектакль всё же оказался вызовом, преодолением себя.

"Я давно не выходила на сцену вместе с театральным коллективом, тут занято очень много народа - около 50 человек, - говорит народная артистка РСФСР Алла Демидова. - И музыка создавалась для спектакля. Это тоже нужно было учитывать. Тут много преходящих дел, я привыкла последнее время работать одна".

Музыкальным оформлением спектакля занимался арфист, композитор и приглашенный солист Большого театра Александр Болдачёв. Постановка "Ахматова. Поэма без героя" стала для него важным жизненным опытом.

"С Аллой Сергеевной работа была интересной, не скажу, что простой, потому что у каждого свой взгляд, свой опыт. но мой опыт не сравнится с её", - признается музыкальный руководитель спектакля Александр Болдачёв.

У постановки два режиссёра – сама Алла Демидова и худрук "Гоголь-центра" Кирилл Серебренников. Вместе работают не впервые. Вольное прочтение классики считают оправданным.

"У поэмы нет канонического окончательного вида. Она была собрана из фрагментов после смерти Ахматовой, и у нас было право собрать его из разных редакций и фрагментов", - рассказывает режиссёр Кирилл Серебренников.

Несмотря на большую команду, которая готовила спектакль, эта постановка – всё-таки соло Аллы Демидова. Она давно доказала, что одна способна держать целый зал без музыки и мультимедийных декораций. Впрочем, в этом пространстве они необходимы как мостик из современности в вечность.

Алла Демидова читает:
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пыльные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.

Новости культуры

Читайте также:

В "Гоголь-центре" представили две премьеры