07.12.2016 | 19:48

Выставка грузинского авангарда открывается в ГМИИ имени Пушкина

Музей изобразительных искусств имени Пушкина продолжает серию громких выставок. «Жил-был художник один» – сегодня все знают, это про нищего и влюбленного художника Нико Пиросмани. Его пронзительные и наивные картины трогают не меньше, чем эта история любви. Выставка в Пушкинском предлагает погрузиться в мир грузинского авангарда начала XX столетия.

Шагом навстречу называют в Пушкинском музее выставку грузинского авангарда. В ней принимают участие российские музеи, а также частные собрания России и Грузии. Однако экспозиции, задуманной как исследование целого периода в истории грузинского искусства ХХ века, безусловно, не хватило присутствия ведущих художественных музеев Грузии, которые не смогли принять участие в выставке из-за разорванных дипломатических отношений между двумя странами. 

«Так смешны любые разговоры о недопониманиях этих двух стран. Смешны, потому что только культура является подлинным измерением чувств и связей, других нет. Я в прекрасных отношениях с директором Национального музея Грузии. Мы с ним чудесно общаемся, и он знает про эту выставку, и собирался даже приехать, просто семейные обстоятельства не позволили», – призналась директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Впрочем, и того, что хранится в российских собраниях, хватило на три этажа Музея личных коллекций. Точка притяжения всей выставки – раздел, посвященный творчеству Нико Пиросмани. Хотя, конечно, этот художник никакой не авангардист. Да, он жил и творил примерно в то же самое время, что и те грузинские художники-авангардисты, работы которых представлены на выставке. Но не более того. Просто любая выставка о грузинском искусстве без участия Пиросмани будет неполной, поэтому кураторы не смогли себе отказать в удовольствии показать российской публике картины этого удивительного, ни на кого не похожего художника, который никогда не учился живописи, но при этом его называют грузинским Джотто. 

«Пиросмани называли "духанным" художником. Это был художник, который за кусок хлеба и стакан вина писал работы для увеселительных заведений. Ему не нужно было ничего больше. Иногда писал и портреты на заказ, но его портреты всегда немножко абстрактны, всегда символичны. Я бы их назвала псевдопортретами», – отметила куратор выставки Ивета Манашерова.

Ну, а сам грузинский авангард занимает два других этажа. Зрители увидят картины Ладо Гудиашвили, Давида Какабадзе и некоторых других грузинских художников. Авангардная мысль оказала влияние не только на живопись, но и на кино, театр. На выставке представлены костюмы к спектаклям, шедшим на подмостках грузинских театров в начале ХХ века. В Пушкинском надеются, что эта выставка в будущем будет иметь продолжение – ведь как ни много в России грузинского искусства, в Грузии его все-таки несравненно больше. 

Новости культуры